«Огонь постоянно пусть горит на жертвеннике» (Цав, 6:6)
Первая работа в Храме начиналась на рассвете. После того, как собирались коэны и бросали жребий, освящал удостоившийся коэн свои руки и ноги в умывальнике, поднимался по пандусу и наполнял совок золой с жертвенника. Потом спускался, клал совок с восточной стороны пандуса на глазах всех присутствующих там. Клал — и нет его, ибо он чудом исчезал на месте, что происходило изо дня в день.
После принесения утренней жертвы тамид (постоянной жертвы) заходил коэн внутрь, чтобы заняться менорой. Он менял фитили и чистил чашечки. Все, что он выносил после очищения, сбрасывал на то же место, что и золу — к востоку от пандуса. Сбрасывал, и все исчезало на месте. Чудо, совершавшееся изо дня в день.Еще один коэн входил и выносил остатки пепла, перед тем, как принести новые угли и воскурения. Выносил пепел и делал то же — сбрасывал к востоку от пандуса. Сбрасывал — и нет ничего, ибо все исчезало на месте, чудо, совершавшееся изо дня в день (Трактат Йома,21).
Бесчисленное количество птиц приносилось в жертву всесожжения. Коэны бросали их внутренности и перья «к восточной стороне, к месту, где клали золу, и все исчезало там на месте».
Бесчисленное количество жертв «хатат» и «ашам»приносилось там, и коэны варили их в азаре (внутреннем дворе Храма), в глиняной посуде и ели там. Глиняная посуда должна была разбиваться в азаре — и коэны складывали осколки на полу азары. Тут же они исчезали с того места…
Это было бы удивительно, если бы речь не шла о Храме. Но Храм был местом чудес, и где же им происходить, если не там?! Дули штормовые ветры, а столб дыма поднимался вверх, прямой, как палка. Шли ливни, а огонь на жертвеннике не гас. Западная свеча меноры не гасла, хлеб (лехем а-паним) оставался горячим, как в час выпечки и через неделю после этого. Во время Песаха сотни тысяч людей вместе с их жертвами находились в Храме, в азаре, общая площадь которой составляла не более пятисот квадратных метров. Стояли в тесноте, но когда падали ниц, распростерев руки и ноги, было просторно, и расстояние между людьми было четыре амы (около двух метров) — мир чудес!
И среди всех этих чудес нам дана одна особая заповедь в нашей главе: «Постоянный огонь пусть горит на жертвеннике», и нужно подкладывать в него два полена, утром и вечером. И это несмотря на то, что на жертвенник спускался огонь с Небес, «лежащий, как лев и горящий, как солнце» (Трактат Йома, 21). Почему?
Объясняется в книге «Сефер м-хинух» (заповедь 132), что это приказывает нам скрывать чудо. И задается вопрос: Так много было чудес в этом святом месте, и не было никаких попыток скрыть их. Выше мы перечислили лишь несколько из них. И почему нам заповедана исполнительная заповедь, а не запретительная, возжечь наш огонь, чтобы скрыть чудо в оплоте чудес??? И еще: разве можно скрыть чудо «огня, лежащего, как лев и горящего как солнце». И как придет в голову, что достаточно двух полен для принесения тысяч жертв? И каждый, кто посмотрит, сможет увидеть огонь с Небес и его действие, заметить его форму и его сияние…
И когда мы всмотримся в это, поймем, что на самом деле это и было целью заповеди. Чтобы научить нас, что есть открытые чудеса, и есть скрытые чудеса, однако скрытые чудеса только немного замаскированы, так что рассматривающий взгляд может сразу же раскрыть суть чуда и удалить завесу с чудесного Провидения.
Пусть каждый вдумается в то, что происходит с ним: в свое здоровье, заработок и весь процесс своей жизни. Он осыпан милостями Ашема, счастливые случайности, происходят с ним, и он, конечно, увидит руку Ашема, указывающую и направляющую, ведущую и сопровождающую. И если мы вдумаемся в процесс жизни народа, уцелевшего в условиях изгнаний и гонений в течение двух тысячелетий, то, как писал рав Ябец, что это чудо велико в глазах каждого больше, чем чудеса исхода из Египта. И если мы вдумаемся в чудо существования еврейского народа на своей земле, одной овечки среди хищных волков, то, каждый смотрящий трезво, поймет, что это откровенное чудо, составленное из цепочки бесчисленных чудес — и будет ценить и благодарить за это, как подобает. (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский