«Если вождь согрешит» (Ваикра, 4:22)
Писал рав, автор книги «Кли якар»: Каждый, кто более велик, чем его товарищ, в богатстве или в почете, его злое начало тоже больше (Трактат Сука, 52). И это мы видим из слов: «Если вождь согрешит», ибо слово «если» (ашер) указывает на безусловность, поскольку его главенство привело его к греху, так как его злое начало больше, чем у его товарища. (Кли якар).
История об одном аврехе, учащемся ешивы в Радине. Был он велик в Торе и богобоязненности, и занимался Торой в стеснении. Болело у него сердце из-за богачей, видящих нужду мудрецов и не приходящих им на помощь. Обратился он к Хафец Хаиму: «Если бы Святой, благословен Он, благословил меня богатством, я бы открыл мою руку для всякого милосердного и святого дела, и только постановление равов удерживало бы меня от того, чтобы тратить больше пятой части моего имущества».
Хафец Хаим слушал и недовольно качал головой.
Измучила авреха бедность, и он был вынужден открыть дело, чтобы заработать. Торговля его преуспевала, он разбогател и переехал в столицу, в Петербург. Там он стал числиться среди богачей. Но исполнилось для него высказывание «Богачи скупы» (Трактат Хулин, 46), и чем больше богатство, тем больше скупость.
Когда оказался Хафец Хаим в Петербурге, пришел богач встретить его. Обрадовался ему рав и спросил, как его дела. Ответил богач: «Слава богу, раби, нет у меня недостатка ни в чем, я здоров и богат, богач из богачей».
«А как дела с благотворительностью?»
Онемел ученик, но его молчание говорило больше слов. Помолчал рав, но его молчание укоряло и взыскивало.
Оправился ученик и сказал: «Есть у меня вопрос, раби». Сказал рабейну: «Спрашивай».
Сказал ученик: «Помню я, и раби тоже помнит, как пообещал я поспешно, что когда разбогатею, моя рука будет открыта для каждого святого дела и для пожертвования. Я разбогател, а рука моя сжата, как литой свинец. И я у меня вопрос, обманул ли я себя тогда или настолько изменился ко злу?»
Ответил рав: «Расскажу тебе историю».
История об одном крестьянине, приехавшем в город, чтобы купить себе нужные вещи. Зашел он в продуктовую лавку и хотел купить муку.
Спросил его лавочник: «В каком мешке дать тебе?»
Пробудилось в нем злое начало, и он ответил: «В самом большом».
Протянул ему продавец огромный мешок и сказал с улыбкой: «Там стоит мешок с мукой, возьми оттуда сколько хочешь».
Наполнил он мешок на четверть и с бьющимся сердцем положил его на весы, стоящие на прилавке. Положил продавец гирю на вторую чашу и спросил: «добавить?»
Не отказался он от этого предложения. Добавил лавочник еще две большие ложки и спросил: «Все?»
«Можно еще?» — спросил крестьянин подозрительно.
«Сколько хочешь», — щедро ответил лавочник.
«Дают — бери», — подумал крестьянин. Снял мешок с весов и наполнил до отказа. Положил лавочник еще одну гирю и сказал: «Пять рублей».
«Пять рублей? Но я думал купить только на рубль!»
«Глупец! — отругал его лавочник. — Зачем ты разбазарил мое время?»
«Но ведь это ты говорил мне добавлять и добавлять», — защищался крестьянин.
«Ну и что, что говорил, дурачина, — ответил лавочник. — Как ты не понял, что нет здесь бесплатных подарков, и чем больше муки ты кладешь, тем больше гирь я кладу на вторую чашу, и соответственно, увеличивается стоимость».
«И есть в этом урок, сказал Хафец Хаим. — Человек гонится за деньгами, ищет излишнее богатство, старается умножить свое имущество. Однако, к сожалению, он не чувствует, не замечает того, что, насколько он берет в одну сторону, настолько больше сил у злого начала в противовес… Бедняк полагает, что если у него появятся деньги, то он будет господином над ними, а на самом деле, когда деньги оказываются у него в руках, они становятся его господином». (Хафец Хаим хаяв пеало, Арав М.М. Яшар)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его