Темы: Недельная глава, Ки тиса, Оцарот
«И деревья, которым они поклоняются, срубите» (Ки тиса, 34:13)
После ужасного события с тельцом, сказано нам: «Соблюдай же то, что Я заповедаю тебе сегодня. Вот, Я изгоняю перед тобой эморея и кнаанея… Берегись, чтобы не заключил ты союз с жителями страны той, куда ты придешь… чтобы не стало это ловушкой для тебя. Но жертвенники их разбейте, священные колонны их разрушьте, и деревья, которым они поклоняются — срубите».
И объяснял святой автор книги «Ор ахаим»,благословенна память праведника: После греха с тельцом, народ был взволнован и стал анализировать: как произошло, как случилось такое убийственное падение? Эрев рав вызвал брожение, задержка Моше рабейну давила, и страх ослепил. И тогда, в момент растерянности и смятения, был совершен грех.
А какое исправлении? Соблюдать расстояние, сделать ограды, не находиться так близко к границе: не заключать союз с жителями земли, разрушить возвышения и вырубить деревья, которым они поклонялись. Не дойти «до» греха, до его разнузданности….
Как в случае с праведником, находящемся в пути. Пришел он в деревню и завернул в дом еврея, чтобы отдохнуть с дороги. Сказал он хозяину дома: «Весь день сегодня я не учился, может быть, есть тебя Гмара или мишна?»
Сказал человек: «Нет, раби. Я простой еврей, тружусь для заработка, и нет у мен доли с учащими Тору».
Спросил праведник: «Может быть, есть Пятикнижие?»
Ответил человек: «Есть у меня одна книга, раби. Молитвенник».
Сказал раби: «Принеси его, и повторим “Пиркей авот”.»
Пошел человек и принес огромный том, весь порванный из-за старости. Взял его праведник, и глаза его засверкали. Это был древний молитвенник, а в нем — многочисленные и чудесные толкования. Изучал его раби всю ночь, и не мог оторваться. Утром сказал он человеку: «Зачем тебе такой толстый молитвенник — смотри, каждое предложение занимает в нем целый лист! У меня есть маленький молитвенник, давай поменяемся. Возьми этот маленький молитвенник, и твоя молитва пойдет быстро, а я возьму этот огромный молитвенник и оживлю им мою душу».
Засмеялся человек: «Что это за обмен, такой большой молитвенник — на такой маленький?! Это не придет даже в голову!»…
Спросил праведник: «Но для чего тебе такой огромный молитвенник?»
Сказал человек: «Как ты не поймешь, раби, этот молитвенник достался мне от отца. Каждый раз, когда я должен завернуть соленую рыбу, я вырываю из него лист — но пока не закончил даже тикун хацот (молитвы, читаемые в полночь)… Но с твоим маленьким молитвенником — несколько сардин, и я уже на субботних молитвах»…
Это — притча.
Притча об оградах, возведенных нашими мудрецами, благословенна память праведников, которые с их помощью спасают нас от соприкосновения с грехом. Ограды в законах, касающихся варки молока и мяса, ограды в субботних законах, ограды в законах скромности и чистоты семьи. Но сколько людей не остерегаются в законах отдаления, и это привело их к нарушению закона и катастрофе.
Усилимся же в соблюдении отдалений и предотвратим катастрофу. Усилимся в соблюдении оград мудрецов, предотвращающих грех. (Мааян ашавуа)
«И богатый не умножит» (Ки тиса, 30:15)
Как может Тора предостерегать, чтобы не давали более, чем обязаны? Ведь человек хочет добавить еще и еще к тому, что он обязан дать. И в этом он проявляет свою близость к Ашему благословенному, так почему же надо удерживать его от пожертвований, принесенных от всего сердца?
Хатам Софер объяснял, что затруднялся Моше рабейну понять заповедь приношения полшекеля, и Святой, благословен Он, показал ему монету из огня. То есть, трудно было понять Моше рабейну, почему все должны давать одинаково, почему препятствует Ашем тому, кто хочет умножить пожертвование. И тогда показал ему Святой, благословен Он, монету из огня: то есть, чтобы давали такое пожертвование с радостью, с любовью к Ашему, горящей в их сердце, и это главное в приношении, а не количество.Хотел Святой, благословен Он, научить, Свой народ, что Он считается не с тем, «сколько дают», а с каким намерением делают это.
И рассказ, который мы приводим, может научить, что главное — дать от души, и менее важно, сколько дают.История о семье, которая организовала праздник в честь пятидесятилетия своего отца. К этому торжеству каждый из детей, сыновей и дочерей, племянников и племянниц, готовил скромный подарок для отца.Но вот наступил день рождения, и вся семья собралась в салоне дома. Каждый принес приготовленный подарок.Один купил новую только что изданную книгу, второй принес авторучку, красивую и удобную для письма. Третий предпочел преподнести блокнот для написания исследований в Торе и т.д. Большой сюрприз ожидал собравшихся, когда пришел один из сыновей, которому было около четырнадцати лет.Когда члены семьи попросили преподнести отцу приготовленный подарок, он встал на ноги, протянул пустые руки и сказал со слезами на глазах: «Папа, ты знаешь, как я тебя люблю, и как я привязан к тебе. Когда все решили преподнести тебе подарки, я потратил много времени, думая, что тебе подарить, чтобы порадовать тебя. Думал я, думал и пришел к выводу: поскольку ты очень любишь Тору и всю свою жизнь говоришь детям, что самая сладкая вещь в мире — это изучение Торы, я решил преподнести тебе подарок в соответствии с этим.
И подросток провозгласил перед собравшимися:
Я хочу сказать здесь, что весь этот день, день рождения папы, я посвятил изучению Торы. Я начал учиться в 8.30 утра и в течение восьми часов, до 4.30 вечера, непрерывно учился.Чтобы никто не помешал мне, я пошел в небольшой и тихий дом учения, и учился в подарок нашему папе, который всегда воспитывал нас в любви к Торе. Это подарок, который я подношу тебе, папа».Нет нужды описывать сильное волнение, охватившее всех присутствующих, которые вдруг увидели, как малы их подарки, по сравнению с подарком подростка. (Бархи нафши)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский