«И сделай шесты из акации и покрой их золотом» (Трума, 25:13)
Сам ковчег не был покрыт золотом. Три ковчега сделал Бецалель, два золотых (внутри и снаружи), а один деревянный (Раши). Но шесты были покрыты только тонким слоем золота.
И сказал Хафец Хаим: как известно, намекал ковчег на мудрецов, а шесты — на поддерживающих Тору. И потому «В кольцах ковчега пусть будут шесты, нельзя вынимать их оттуда», поддерживающий мудреца в этом мире находится с ним в мире будущем.
Но если мудреца можно определить как цельный «золотой ковчег», то нельзя сказать то же самое о поддерживающем Тору. Он будет лишь «покрытый золотом»… (Нецах а-Тора)
Потерянное кольцо
«И сделают Мне святилище, и буду Я обитать среди них» (Трума, 25:8) Тема этой главы — святилище и его сосуды. В предисловии к книге «Шмот» писал рабейну Рамбан, благословенна память праведника, что книга «Берешит» — это книга праотцев, а книга «Шмот» — это книга Избавления. Ее начало — египетское изгнание и выход из Египта, продолжение — рассечение моря Суф и Дарование Торы, а конец — построение святилища. Только тогда была достигнута вершина Избавления, абсолютное отделение от Египта и его культуры и прилепление к служению Творцу. Это учит нас, что физическое Избавление (выход из Египта) несовершенно, если его не сопровождает духовное Избавление (построение святилища). Мы страстно желаем близкого Избавления, которое покончит со всеми бедами и избавит от всех нужд, и мы удостоимся совершенного долголетия, здорового и крепкого, богатства и свободы — но все потому, что оно будет сопровождаться высокой духовной ступенью и чудесной близостью к Б-гу: Оттого и жаждал весь Исраэль его пророки и мудрецы прихода Машиаха, чтобы обрести отдохновение от ига царств, которые не дают им возможности заниматься Торой и заповедями, как подобает, и найти себе покой, и тогда умножится мудрость, и удостоятся они Будущего мира. Ибо в те дни умножатся знание, мудрость и истина. Так как царь из рода Давида будет мудрее Шломо, а в пророчестве велик, почти как Моше рабейну. Поэтому будет учить он весь народ и укажет ему путь к Вс-вышнему» (Рамбам, Тшува, 19:2), «в то время не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества. Поскольку благ будет в изобилии, а всевозможных яств будет, как праха земного, и весь мир будет заниматься только приближением к Творцу. И станут сыны Исраэля великими мудрецами, знающими тайное, и постигнут они мудрость своего Творца, насколько это возможно человеку. Как сказано (Ишайя, 11:9): “Ибо наполнится земля знанием Г-спода, как море полно водой” (Рамбам, конец алахот о царях).
Вершиной египетского Избавления стало построение святилища. Вершиной заселения Эрец Исраэль стало построение Храма. “Ввел нас в Землю Исраэля и построил нам Дом избранный”. И в будущем Избавлении: “Верно будет стоять гора Храма Г-спода во главе гор, и будут стекаться к ней все народы” (Ишаяйя, 2:2).
Чем было святилище, чем был Храм? Что мы потеряли и что просим, чтобы нам было возвращено? Объясним это притчей.
Малышка родилась в добрый час и была любима родителями больше всех на свете. Но особенно ее любила бабушка, мать ее отца, потому что ей дали имя ее матери. Она любила ее больше всех своих внуков и внучек, и к бат мицве девочка получила от бабушки подарок дороже золота: кольцо с драгоценным камнем оникс, принадлежавшее еще бабушкиной маме и передававшееся в их роду из поколения в поколение. Очень красив был камень. Белый, чистый, сверкающий. Как гордилась девочка, возвеличиваясь им в глазах подруг.
Но однажды кольцо потерялось. Исчезло.
Огорчалась девочка, огорчался ее отец, но больше всех огорчалась бабушка. Девочка сожалела о красивом камне, притягивающем завистливые взгляды. А отец сказал: что понимают подруги, что понимает девочка. И отшлифованная стекляшка понравится им и вызовет восторг своим сверканием. Но редкий камень оникс так дорог, что по своей стоимости равен огромному капиталу. Огромное сокровище было у нас, и вот, потерялось.
А бабушка не обращала внимания ни на красоту камня, ни на его стоимость. Для нее главным было наследие предков: ее мама надевала его, и мама мамы до нее, и так поколение за поколением, а сейчас оно потерялось. Как жаль!
Но если бы они знали, что камень оникс “дает человеку привлекательность в глазах тех, кто его видит, и приносит ему успех. И тому, кто носит его в царском доме, он очень ему поможет, и он преуспеет, и к словам его будут прислушиваться” (Рабейну Бхайе, шмот, 28:16). Если бы знали это, поняли бы источник успеха девочки, и почему она всем нравится, и страшились бы перед будущим: кто знает, как преуспеет она, без помощи этого чудесного камня…
Что здесь имеется в виду? Есть те, кто восхищается красотой Храма, и тот, кто не видел его, никогда не видел великолепного здания. Золотая облицовка и роскошь сосудов. Это было почитание Небес и чудесное украшение святости. Некоторые знают, сколько заслуг снизошло на народ Исраэля благодаря Храму, сколько прибылей и богатства, сколько здоровья и долголетия, сколько защиты и спасения. А есть те, кто видит в нем наследие поколений. Это место, где принесли жертвы Адам и Ноах, это место, где был положен на жертвенник праотец Ицхак, и где царь Шломо принес тысячу жертв “ола”. Все верно, но Творец благословенный один знает, как велики его свойства, как велики духовные и материальные блага, проявляющиеся благодаря великому и святому Храму. И есть у нас одна просьба: “Царь милосердный, смилуйся над нами, добрый и творящий добро, желающий нам добра, отстрой Дом Твой, как было ранее, и верни Храм Твой на место его, и увидим мы его отстроенным, и возрадуемся его восстановлению, и верни коэнов к службе их”… (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский