Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из тьмы — к большому свету

«И буду носить вас на орлиных крыльях» (Итро, 19:4)

Сегодня, завтра, в наши дни придет Машиах. Мы стоим и удивляемся: к кому придет, к нам?! Ведь мы базируемся на куче грязи, многие из нашего народа далеки от соблюдения заповедей. Поражены насилием и нескромностью, раздорами и завистью, страстью к почету и т.д. К этому поколению придет Избавление, ему откроется Машиах?!

Удивлению к месту, но написанное уже ответило на это: «Как в дни выхода твоего из Египта увидим мы чудеса» (Миха, 7:15). Разве в Египте мы не были погружены в сорок девять ворот нечистоты? Разве Мера суда не обвиняла нас, говоря: «Какая разница между этими и этими, эти идолопоклонники и эти, эти развратники и эти, эти убийцы и эти»?! Все эти явления знакомы. И вдруг открылся им Царь над царями царей и избавил их, и вышли из тьмы к большому свету. Из пропасти сорока девяти ворот нечистоты — к состоянию у горы Синай, где все, от мала до велика, удостоились пророчества: «Лицом к лицу говорил Ашем с вами, на горе, из огня» (Дварим, 5:4).

В самом деле, как это происходит? Как целый народ сразу поднялся и очистился? До того, что «И буду носить вас на орлиных крыльях, и принесу вас к Себе»?!

Святой Альших, благословенна память праведника, отвечает на это притчей. Притча об отце, любящего своего сына, заключенного в тюрьму, измученного и голодного. Стоял отец около стены с едой в руках, слушая крики и стоны своего сына, но не мог помочь. Вдруг началось землетрясение, стена рухнула, и все изменилось. Отец встретился с сыном лицом к лицу. Побежал сын и обнял отца, а отец дал ему приготовленные для него лакомства.

В нашем сегодняшнем положении разделяет «стена», духовная преграда, нас и нашего Творца. Преграда, которую мы выстроили сами: «Ибо грехи ваши разделяют вас и Б-га вашего» (Ишаяу, 59:2). Но за этой стеной коренится в нас чистая еврейская душа, связанная с Ним и уповающая на Него (Трактат Брахот, 17). «Открыто и известно Тебе, что наше желание — исполнять Твое желание, а если кто-то медлит, то это происходит из-за злого начала, поработившего царства». И когда на горе Синай «прекратилась их загрязненность», упала стена и сразу же они стали достойны пророчества.

И так будет сегодня, завтра, когда Машиах придет. Его шофар разрушит стену, как была разрушена стена в Иерихо от трубления в шофар, и тогда мы ощутим нашу сущность, наше внутренне содержание: «Влеки меня, за тобой побежим мы. Привел меня царь в покои свои, веселиться и радоваться будем тебе» (Шир аширим, 1:4) (Мааян ашавуа).

Как отвечает Святой, благословен Он, жертвующему жизнью

«Теперь узнал я, что более велик Ашем, чем все божества: поразил Он их тем, что они злоумышляли против вас» (Итро, 18:11)

Перед второй мировой войной жил в Европе один еврей, имя которого Йосеф Бранфельд. К его великому горю умерла его жена еще молодой, оставив ему пятерых малых детей. Не нужно обладать большим воображением, чтобы понять, какая огромная беда постигла реб Йосефа, и какие многочисленные трудности ожидали его.

У этого реб Йосефа было много заслуг, защищавших его, и только так можно понять то, что случилось с ним вскоре после смерти жены.

В соседнем городе жила молодая девушка из богатой семьи по имени Рейзл Либерман. Все ее подруги восхваляли ее хорошие качества и богобоязненность, и говорили, что во всем ей сопутствует успех. И родословная ее происходила от автора книги «Хатам Софер» и раби Акивы Эйгера.

Услышала девушка о беде, постигшей реб Йосефа Бранфельда, и его горе тронуло ее сердце. Она согласилась выйти за него замуж и взять на себя тяжелое бремя воспитания пяти малых сирот. Некоторые члены ее семьи пытались отговорить девушку от этого слишком тяжелого испытания, кто знает, сможет ли она устоять, но она отвергла все уговоры и вышла замуж за вдовца реб Йосефа.

Невозможно представить себе самопожертвование молодой и преуспевающей девушки, к которой сватались самые лучшие молодые люди, а она вышла замуж за реб Йосефа, чтобы вместе нести тяжелое бремя. Еще четверо детей родились у реб Йосефа Бранфельда от второй жены, и она преданно и верно растила девятерых детей.

Началась вторая мировая война с бедами и страданиями для народа Исраэля. Реб Йосеф, обладавший особо чувствительным сердцем, заболел, и через некоторое время умер. Рейзл осталась одна с девятью сиротами, и кто может представить ее горе и скорбь. Но несмотря на все беды, постигшие ее, продолжала вдова уповать на Б-га, что не оставит ее с час беды, и как она пожертвовала своей жизнью, чтобы спасти мужа из беды, так спасли ее теперь Небеса, и хранили, чтобы могла продержаться.

Первое спасение пришло к ней в виде избавления от нацистского ужаса, когда она сумела уехать в Эрец Исраэль. Но это было только первое спасение.

Вскоре после того, как она приехала в Эрец Исраэль, слух о ее добрых делах дошел до гаона из Тшибина, благословенна память праведника, богобоязненного знатока Торы, и он решил на ней жениться. Так стала Рейзл женой одного из глав поколения, и была замужем за ним в течение семнадцати лет, вплоть до его кончины.

Большого почета удостоилась она в эти семнадцать добрых лет, принимая в своем доме всех глав Исраэля и равов, приходивших к ее великому мужу.

Закон Ашема благословенного «мера за меру» выразился здесь в совершенной форме. Она хотела облегчить страдания реб Йосефа Бранфельда после смерти его первой жены, и удостоили ее с Небес заслуги, которой удостаивается не каждая женщина — глава поколения женился на ней, чтобы облегчить ее страдания.

Закон «мера за меру» выражается чудесным образом в нашей главе, в которой сказано: «Теперь узнал я, что более велик Ашем, чем все божества: поразил Он их тем, что они злоумышляли против вас», и на Итро произвело сильное впечатление то, что как египтяне хотели уничтожить народ Исраэля в воде, так их самих судили водой.

А объяснение такое: у каждой вещи есть сила нечистоты, сила и влияние запутать человека, чтобы не восторгался деяниями Ашема и не усилился в вере. Но когда видят египетские казни, которые совершались в соответствии с законом «мера за меру», это ощутимо раскрывает высшее управление. Руку Провидения над всеми творениями, и это невозможно отрицать. (Бархи нафши)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

Вчера, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его