Позаботьтесь о себе
До того, как вы начали день, подготовьте себя физически и эмоционально. Прежде всего, и, может быть, важнее всего в предыдущую ночь отправляйтесь в постель, как можно раньше. Это не только здравый смысл, но и галахическая обязанность (постановление раввинов) [1]. Многие ошибки люди делают только потому, что слишком устали, чтобы хорошо подумать и увидеть вещи в правильной перспективе. Когда человек устает, он иногда неправильно ориентируется во времени, так что старайтесь достаточно поспать.
Съешьте здоровый и легкий завтрак, например, фрукты и сок до начала занятий и сэндвич во время утренней перемены. Избегайте сахара и кофеина, «подъем» от которых скоро проходит, оставляя напряжение чувств или истощение.
Другой источник напряжения и утомления — ожидание. Мы все время представляем себе, каким будет наш день. Но поскольку ваши ученики тоже имеют свое слово в том, каким будет этот день, ваши напрасные иллюзии могут вам плохо послужить. Нормально ожидать чего-то, но нельзя быть рабом своих ожиданий. Если ваши ученики в это утро как будто коллективно решили неправильно себя вести, не обвиняйте себя в этом. Вы просто должны себя привести в порядок и продолжать дальше.
И, наконец, помните то, что говорил рав Моше [2]: Хотя, как ролевая модель, вы должны контролировать свое поведение на публике и при встречах наедине, это «бремя» намного перекрывается привилегией учить Торе народ Израиля. Эта идея поможет вам вынести на своих плечах огромную ответственность и устоять перед самыми тяжелыми классами. Давая мне благословение в начале моей деятельности, гаон рав Аба Берман не просто пожелал мне успеха, но отметил, что я всегда должен чувствовать, что быть звеном в цепи передачи Торы — это привилегия. Да удостоимся все мы этой брахи (благословения).
- См. Шулхан арух, Йоре деа, 245:17.
- В Дореш Моше, в начале главы Эмор, рав Моше рассказывал, что когены не только несли службу в Храме, но именно на них, в первую очередь, была возложена обязанность обучать еврейский народ. Возлагая такую огромную ответственность, Тора устанавливает более высокие требования и ограничения для когенов, чем для всего народа. И все когены рассматривали возможность служения еврейскому народу как дар и свою величайшую привилегию, по сравнению с которой все ограничения были незначительной ценой. Далее рав Моше прилагает эту идею к современным учителям:
Отсюда мы можем выучить, что каждый из тех, кто занят преподаванием и изучением Торы (а всем, конечно, известно, сколько трудностей в этой святой работе, исходящих от учеников, их родителей и самого материала), должен ради величия того, что он делает, относиться к своей работес любовью и радостью, как будто бы она легкая и приятная. А если ему это не легко, пусть лучше не занимается обучением — это для него не подходит (курсив мой).