Важное сообщение для учителей
Никто не может сесть с вами в классе и «запрограммировать» вас так, чтобы вы стали хорошим учителем. Однажды к раву Яакову Каменецкому пришел ребе (школьный учитель) и попросил у него наставления, как учить своих талмидим. Рав Яаков дал ему совет. Но ребе ответил, что прежде поступал по-другому, тогда рав Яаков порекомендовал не обращать внимания на его совет и продолжать поступать, как и раньше. В конце концов, только ребе стоит перед классом, и ему виднее? — если, конечно, он думает только о благе своих учеников.
Каждый класс уникален. То есть каждый класс приносит свои волнения и проблемы. Рав Гершель Машинский, который в течение сорока пяти лет преподавал в ешиве Спринг Вэлли (и пусть он продолжает это до ста двадцати лет), сказал мне, что за всю жизнь еще не видел двух одинаковых классов. Он считает, что каждый класс и каждый ученик заслуживают особого, позитивного обращения.
Тем не менее, принципы, описанные на этих страницах, подойдут к большинству ситуаций в классе и ко всем возрастам. Некоторые части этой книги, однако, больше относятся к 3—8 классам. Кроме того, во всем мире существует большое разнообразие начальных школ. Поэтому некоторые идеи могут не годиться для вашей школы или того возраста, с которым вы работаете. В любом случае, я приветствую ваш вклад. Ваш ответ важен для меня.
Жизненно важно всегда помнить совет моего учителя и рава, который он дал группе будущих воспитателей: Если ребенок недисциплинирован, помните — это его проблема, а не ваша. Тогда вы лучше сможете сохранять справедливость, твердость и дружелюбие по отношению к нему. Ведь вы здесь, чтобы помочь ему в его трудностях, так оставайтесь объективными и спокойными. Но если вместо этого учителя или родители переполнены собственными проблемами, создается ситуация для плохого хинуха, а гнев и резкость часто заменяют твердость.
Рав Машинский излагает следующую мысль, от имени своего ребе из Клаузенберга: Творец создал мир так, чтобы мы встретились с множеством потребностей. В мире нужны самые разные работники. И для этого Вс-вышний наделил людей разными дарами, каждый из которых необходим, чтобы усовершенствовать мир. Каким же особым даром благословлены учителя? Любовью к детям. Если вы переполнены любовью к каждому еврейскому ребенку, которого видите, тогда вы можете стать и станете механехом (воспитателем).
Любите ваших учеников. Любите их сердцем и умом. Если ваше сердце жаждет сделать то, что для них лучше всего, тогда ваш ум найдет лучший путь это реализовать [1]. Помните, у каждого ученика свои проблемы и нужды. Например, на некоторых детей навешивают ярлыки «ленивый» или «глупый», а на самом деле они просто неспособны учиться. У одних проблемы со слухом или зрением, у других что-то более серьезное. Если их недостатки не будут диагностированы достаточно рано, у них возникнет душевная травма, родители и учителя будут ими разочарованы, и психологический ущерб может закрепиться. А блестящие дети часто недостаточно стимулированы. И это может вызвать обратный эффект, который скажется в поведении и учебе, потому что они привыкают не использовать в полной мере свои интеллектуальные способности. Итак, не забывайте: каждый ребенок драгоценен для своих родителей и для Владыки Мира.
И еще один момент. Как родители обращаются к Вс-вышнему, чтобы Он помог им успешно вырастить каждого из детей, сохраняя его уникальную личность и удовлетворяя физические и эмоциональные нужды, так и воспитатель должен обращаться к Нему с просьбой дать ему понять, как хорошо выполнить свою работу, как помочь своим ученикам жить успешной жизнью.
Такая молитва вместе с бескорыстной любовью — ключ к эффективному обучению. Пользуйтесь этим ключом. И пусть ваша работа, работа посланника Творца — «Того, Кто учит Торе Свой народ Израиль» — будет благословлена большим успехом.
- Рав Йехезкель Левенштейн (1884—1974), замечательный машгиах ешив Мир и Поневеж, отмечает (Михтавим, 206), что основное правило (Псахим, 50б), согласно которому даже нечистые намерения желанны, потому что постепенно станут чистыми (лишма), не относится к тому, кто работает для общины. Поэтому мишна (Авот, 2:2) учит, что те, кто трудятся для общины, должны работать лишма (бескорыстно, ради самого дела).
- См. Меорот агдолим, стр. 252, где рассказывается, как гаон рав Носан Цви Финкель, Алтер из Слободки (1849—1927), молился, чтобы его талмидим преуспели в духовных испытаниях, считая такую молитву одной из обязанностей учителя по отношению к своим ученикам.