Еврейского ребенка надо терпеливо и целенаправленно учить правильному поведению и уважению ко всем созданиям Творца. Хотя маленькие дети по природе своей не так добры, заботливы и внимательны, как взрослые, это положение вещей нельзя ни терпеть, ни, тем более, поощрять. Незрелость и в самом деле является причиной дурных черт характера, которые преобладают в маленьком ребенке, но она их не извиняет. К сожалению, многие родители надеются, что поведение ребенка в детстве не повлияет на его отношение к жизни в зрелом возрасте. «Они всего лишь дети» — это снисходительное утверждение означает, что детям простительно отсутствие тех или иных положительных качеств. «Из них вырастут хорошие взрослые, такие же, как их родители», — думают многие, полагая, что эгоцентричный, агрессивный ребенок чудом превратится в утонченную, высокоморальную личность.
Человек рождается существом в высшей степени несовершенным в нравственном смысле, «…ибо в детстве стремление человеческого сердца — ко злу»24, и именно родители обязаны направить своих детей по пути Торы25. Они отвечают за то, чтобы присущее детям безответственное поведение сменилось таким, какого требует от еврея Тора. В Талмуде рассказывается, что в одной синагоге мальчик говорил глупости во время праздничной молитвы. Когда о его поведении сообщили отцу, тот возразил: «Что я могу сделать? Он ведь ребенок, пусть играет». Это продолжалось весь Суккот. Страшные трагедии обрушились на этого ребенка и на всю его семью из-за греха, совершенного отцом26.
Если ребенок себя ведет неправильно, родителям вменяется в обязанность изменить это поведение желательным образом. Очень эффективным при этом оказывается многократное повторение правильных форм поведения, когда от ребенка требуют «переиграть» эпизод. Так можно работать над всеми качествами, определяющими вежливого человека. Еврейский ребенок должен быть обучен правилам хорошего поведения: он должен говорить «спасибо» и «пожалуйста», уметь вести себя за столом, быть чистоплотным и аккуратным, вежливо и спокойно разговаривать, прилично держаться в общественных местах, не вмешиваться в разговоры взрослых и т.п. Дети не рождаются со знанием правил хорошего тона, их следует терпеливо и настойчиво обучать.
Ребенок, выросший в еврейской семье, должен с любовью относиться ко всему, что создано Всевышним. Родителям необходимо объяснять и постоянно демонстрировать бережное отношение к живой природе. Бездумное разрушение должно встречать немедленный и решительный отпор. Изо дня в день детям следует внушать, что жестокость неприемлема для еврея. Раби Шимшон Рефаэль Гирш писал об этом:
Ты, кому доверено пестование юных умов, прежде всего позаботься о том, чтобы дети с уважением и бережно относились и к самому малому, и к самому большому живому созданию. Пусть дети помнят, что все живые существа, как и человек, созданы для того, чтобы радоваться жизни. Им тоже дано чувствовать боль и страдание. Не забывай — мальчик, который увлеченно, с жестоким равнодушием наблюдает за раненым жучком или мечущимся в агонии животным, будет глух и к человеческой боли27.
Родители напоминают малышу: «Ашем создал эту собаку. Он не желает, чтобы ты дразнил и мучил ее»; «Ашем создал Хави. Он не хочет, чтобы ты ее унижал и высмеивал». Если этих слов недостаточно, чтобы повлиять на ребенка, надо прибегнуть к наказаниям.
У некоторых еврейских детей создается мнение, что неевреи не заслуживают уважительного отношения к себе. Это мнение необходимо изменить. «Неевреи созданы Творцом, они могут быть праведниками и заслужить место в Грядущем Мире»28. Детей следует ознакомить с законами, объясняющими, как следует относиться к неевреям: помогать нуждающимся29, проявлять уважение к пожилым людям, быть вежливым с ними30. Расскажите им о раби Йоханане бен Закай: он со всеми всегда здоровался первым, в том числе и с неевреями31. Разумеется, недостаточно лишь упомянуть об этом, необходимо целенаправленно обучать правильному отношению к людям.
27 Раби Шимшон Рефаэль Гирш, Хорев с. 293.
Пример 1 Неправильно:
Ребенок: Сегодня девочки сыграли такую шутку с миссис Смит, учительницей по естествознанию! Когда она вышла, они спрятали ее очки. Она вообще ничего без них не видят. Когда миссис Смит вернулась, все сделали вид, что ничего не знают. Она просто с ума сходила! Потом нашла очки в столе, но урок уже почти закончился. Мы весь урок ничего не делали!
Мать: Не думаю, что это красиво.
Ребенок: Но это было так смешно!
Правильно:
Ребенок: Сегодня девочки сыграли такую шутку с миссис Смит, учительницей по естествознанию! Когда она вышла, они спрятали ее очки. Она вообще ничего без них не видит. Когда миссис Смит вернулась, все сделали вид, что ничего не знают. Она просто с ума сходила! Потом нашла очки в столе, но урок уже почти закончился. Мы весь урок ничего не делали!
Мать: Я очень рада, что ты мне об этом рассказала.
Может быть, ты этого не понимаешь, но все это — очень и очень серьезно! Меня это очень волнует.
Ребенок: Правда?
Мать: Да. Я тебе хочу что-то показать. Вот книга «Хо-рев» раби Гирша. Он пишет, что мы должны подражать Всевышнему в его качествах: «Как милосерден Б-г, так и ты должен быть милосерден. Он любит и заботится обо всех своих созданиях, ибо они — его дети, они связаны с Ним, Он их Отец. И ты должен их всех любить, как братьев. Пусть их радости будут твоими радостями, их печали — твоими печалями»32. Теперь скажи мне, Шиф-фи, что означают эти слова?
Ребенок: Не знаю.
Мать: Ну, что бы это могло значить: «их радости должны быть твоими радостями, их печали — твоими печалями»?
Ребенок: Ну, если с кем-нибудь случится что-нибудь хорошее, надо радоваться. А если плохое — огорчаться.
Мать: Прекрасно! Теперь скажи мне, если человек вдруг теряет очки, без которых ничего не видит — это хорошо или плохо?
Ребенок: Думаю, плохо.
Мать: Что же ты должна чувствовать по этому поводу?
Ребенок: Я должна огорчиться.
Мать: Правильно. Очень печально, что вы так поступили с миссис Смит. Во-первых, это явный хилуль Ашем (осквернение Имени Всевышнего), потому что она нееврейка. А во-вторых, этот поступок полностью противоречит Торе. Помнишь, что говорил Гилель? Суть Торы можно передать словами «Не делай другим того, чего не сделал бы себе!» Ведь никто бы не захотел, чтобы с ним сыграли такую шутку?
Ребенок: Нет.
Мать: В каждой из вас, девочки, заложены хесед и ра-хамим (доброта и сострадание), вы потомки Авраама-Авину, который был олицетворением доброты. Что можно предпринять, чтобы исправить сделанное? Ради кидуш Ашем (освящения Имени Всевышнего)? Чтобы показать, что вы настоящие еврейские дети?
Ребенок: Извиниться.
Мать: И я так думаю. Ты можешь сейчас же позвонить девочкам и все им объяснить. Подумайте, как лучше все сделать.
Комментарий
Когда дети проявляют черты характера, противоречащие Торе, родители должны бить тревогу, как если бы их ребенок нарушил шабат. Если бы, упаси Б-г, мать увидела, что ее двенадцатилетняя дочь рисует в шабат картинки, девочка вряд ли отделалась бы мягким упреком: «Ты не права, Шиффеле». Мать наверняка бы очень рассердилась, расстроилась и приняла бы экстренные меры. Так же серьезно следует относиться к проявлению черствости и равнодушия, к лашон ара, нечестности, жестокости, грубости и т.д.
В «правильном» диалоге мать отложила дела и полностью переключилась на разговор с ребенком. Она подробно объясняет дочери, почему обеспокоена ее поведением и отношением к случившемуся. Мать сохраняет позитивный характер разговора, хвалит дочь за то, что та обо всем ей рассказала, и там, где возможно, находит положительные моменты в поведении и словах ребенка. Анализируя происшедшее, она выражает свое мнение, используя в качестве аргумента высказывание уважаемого раввина, носителя мнения Самого Всевышнего. Таким образом, опираясь на авторитет рава Гирша, матери удается избежать «войны мнений». Когда, общаясь с детьми, родители обращаются к Высшему Авторитету, у детей укрепляется ощущение своего несовершенства и чувство уважения к авторитетам. Они видят, как их родители подчиняют себя этому Авторитету с доверием, с любовью и со страхом. Когда родители — взрослые, мудрые и опытные люди — проявляют безоговорочную готовность к смирению и послушанию, дети понимают, что и они должны подчиняться авторитету, большему, чем они сами. И наоборот, если родители не признают высшей власти и ведут себя соответствующим образом, дети, вырастая, перенимают их взгляды. Более того, обращаясь к духовному восприятию ребенка, родители влияют на его сознание гораздо сильнее, чем если бы они манипулировали чисто психологическими понятиями: «Мы созданы для того, чтобы следовать путями Ашема и должны учиться милосердию у Всевышнего», а не «Нехорошо оскорблять чувства других людей». В «правильном» диалоге мать еще и подсказывает дочери, как можно исправить положение. Умение исправлять ошибки — важнейший момент в процессе тшувы..
Такой разговор, конечно, потребует от матери поступиться каким-то своим временем, но оно будет потрачено не зря. Сам факт, что мать отнеслась к происшедшему серьезно и, отложив все дела, нашла несколько минут для беседы, показывает ребенку, что случай заслуживает особого внимания. Если родители посвящают пять-десять минут обсуждению, какое платье лучше надеть в шабат, ребенок будет уверен, что это очень важный вопрос. А когда те же десять минут отводятся разговору о душевных качествах — мидот, дети начинают понимать, что это — никак не менее важная тема и для нас, и для них.
Пример 2 Неправильно:
Мать: Ора, погуляй с детьми в парке, пожалуйста, пока я не закончу готовиться к празднику.
Дочь: Ой, а я хотела зайти сейчас к Эстер.
Мать: Мне очень нужна твоя помощь.
Дочь: Терпеть не могу гулять с ними! Они и сами не хотят.
Мать: Пожалуйста, сделай то, что я сказала.
Дочь: Я пойду, но только на полчаса. Потом вернусь и почитаю им.
Мать: Ну, хорошо, только возвращайся не раньше, чем через полчаса.
Правильно:
Мать: Ора, погуляй с детьми в парке, пожалуйста, пока я не закончу готовиться к празднику.
Дочь: Ой, а я хотела зайти к Эстер.
Мать: Мне очень жаль, что я нарушаю твои планы, но мне нужна сейчас твоя помощь. К Эсти зайдешь в другой раз.
Дочь: Терпеть не могу ходить с ними гулять. Они и сами не хотят.
Мать: Ора, ты пойдешь гулять с детьми, даже если у тебя нет настроения. А если ты будешь и дальше причитать, я тебе не разрешу пойти на вечер в моцаэй шабат (исход субботы).
Комментарий
Ребенка в еврейской семье надо приучать выполнять указания родителей без рассуждений, быстро и охотно. Этот урок он должен усвоить в раннем возрасте, так как позже заставить его повиноваться значительно труднее. Воспитанный в страхе перед родителями и в уважении к ним, ребенок привыкнет выполнять их желания. Боязнь причинить ребенку временное неудобство или вызвать его неудовольствие неуместна и вредна в воспитании. Когда мы требуем что-нибудь от детей, мы учим их выполнять заповедь Торы. Кроме того, если родители хотят, чтобы дети всегда были им опорой, они должны прививать им хесед — желание и готовность помогать другим. По своей природе дети больше склонны брать, чем давать. А чтобы они научились, привыкли и любили делать добро, им следует упражняться в этом с детства.
Родители должны настаивать, чтобы дети выполняли их поручения. Малышам обычно нравится помогать взрослым, они гордятся тем, что включаются в важные «взрослые» дела. Надо пользоваться этой готовностью и давать им посильные задания. На раннем этапе простая похвала и поддержка помогут укорениться привычке помогать другим. (По мере того, как ребенок растет, задания усложняются). Некоторые же родители считают, что дети слишком малы, и требования стоит отложить до тех пор, пока в них не проснется чувство ответственности. Со временем эти родители обнаружат, что у их детей нет ни малейшего представления об ответственности и абсолютно никакого желания помогать людям.
Матери из «неправильного» диалога не хватает смелости расстроить планы дочери и настоять на выполнении своей просьбы. В «правильном» же диалоге мать полна решимости добиться своего. Но тем не менее ей уже приходится прибегать к строгим мерам, чтобы заставить девочку подчиниться. Это свидетельствует о том, что ребенок не приучен выполнять волю родителей. Здесь разговор идет уже о перевоспитании, а этот процесс проходит значительно тяжелее и длительнее. Легче всего приучать детей к послушанию в раннем возрасте, предотвращая таким образом более поздние проблемы.
24 Берешит 8:21.
25 Дварим 6:7.
26 Бемидбар раба 4:21.
28 Санхедрин 105а.
29 Йоре дэа 251:1.
30 Там же 246:7.
31 Брахот 17а.
32 Раби Шимшон Рефаэль Гирш, Хорев с. 360.