Темы: Наказание, Воспитание детей, Чрезмерная строгость, Ита Минкина, Установление границ, Насилие
Шалом. Можно ли наказывать ребёнка поркой за достаточно серьёзный проступок? N.
Уважаемая N.,
Спасибо за вопрос. Детей нельзя пороть. Можно шлепнуть ребенка, если есть необходимость, но порка, даже за серьезные проступки, — недопустима. С еврейской точки зрения это — нарушение запрета «перед слепым не ставь преграду» (Ваикра 19, 14), поскольку порка порождает ненависть, злобу и желание отомстить родителям. Даже если оно не выльется в действие, само желание, сама мысль о мести родителям — нарушение запрета Торы. И тот, по чьей вине такая мысль возникла у ребенка, виновен в нарушении запрета. Кроме того, порка — это нарушение заповеди «возлюби ближнего как самого себя» (Ваикра 19, 18), ведь ни один психически здоровый взрослый не хотел бы, чтобы его выпороли — даже за серьезный проступок.
Можно временно лишить ребенка какого-то удовольствия, какой-то привилегии, не разрешить день или два выходить из дома или ходить к другу и т. п. — какое-то наказание, соответствующее возрасту и обстановке. Но ни в коем случае нельзя, чтобы наказание было жестоким или психологически изощренным, нельзя, чтобы оно глубоко ранило ребенка. Это только учит его быть жестоким, мстительным и вымещать зло на тех, кто слабее его.
С уважением, Ита Минкина
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.