Темы: Воспитание детей, Любовь, Наши родители, Психологические травмы, Ита Минкина, Общение с детьми
Здравствуйте, скажите, что делать, если сын у матери не любим? Как ему жить дальше? Не могу описать свою ситуацию, очень сложно. В Торе очень много случаев, где от Матери зависела судьба сына. Иакова от Ревекки. Соломона от Вирсавии. Есть ли шанс у нелюбимых детей стать полноценными людьми? N.
Уважаемый N.,
Вы задаете очень важный и актуальный вопрос.
Очень тяжело человеку чувствовать себя нелюбимым матерью…
Вполне возможно и такое (и это чаще всего и происходит в тех случаях, когда ребенок, неважно, какого возраста, чувствует себя нелюбимым), что мать в глубине души любит своего ребенка, но ее собственная жизнь сложилась таким образом, что она не умеет выразить эту любовь. Например, она сама в детстве не получила достаточно тепла… Или ее семейная жизнь не сложилась и оставила ее уязвленной и опустошенной… Природа матери — любить свое дитя, но эмоциональные силы женщины не вечны и нестабильны. Если она сама не получила то, что ей нужно для душевного спокойствия и равновесия — ей будет крайне тяжело поделиться с ребенком тем, чего у нее самой нет…
Если Вы посмотрите на свою ситуацию с этой стороны, то, возможно, это хоть отчасти, хоть немного, снимет горечь обиды на мать…
Вы правы, когда приводите примеры из Торы, где мудрое решение матери изменило судьбу детей или благотворно повлияло на нее… Но в Торе есть и немало примеров тому, как дети искупили своим поведением достойные сожаления поступки родителей…
Пожалуй, самым популярными и наиболее часто приводимыми примерами уважения к родителям являются истории с неевреем, которого звали Дама бен-Нетина (они приводятся в Талмуде). Его мать при каждом удобном случае позорила и оскорбляла его. Однажды Дама бен-Нетина, будучи богатым и влиятельным человеком, пошел на встречу с римскими министрами и военачальниками. Он сидел во главе стола, одетый в лучшие свои одежды — в шелк и золото. Его мать ворвалась в зал, где шел прием, бросилась к сыну, разорвала на нем одежду и плюнула ему в лицо. Но Дама бен-Нетина не сказал ни слова, не пристыдил мать, чтобы не позорить ее, проявив, таким образом, уважение к ней…
Цитирую (в сокращении) из книги рабанит Эстер Юнграйз «Жизнь как призвание»:
«Все это (случай с Дама бен-Нетина) случилось тысячи лет назад, но эта история продолжает вдохновлять… Ведь если бы мать Дама бен-Нетина была идеальной заботливой и любящей матерью, его почтение к ней не вошло бы в историю и не имело бы особого значения… Возьмите все негативное и превратите его в нечто прекрасное — в служение Б-гу, которое могло бы стать примером для других. Перед вами выбор. Можете оставаться озлобленным или же можете мобилизовать свою внутреннюю силу и сказать: “Все! Дальше дороги нет! Я должен освободиться от этой болезни: (обида на родителей, горечь, что они не проявляли свою любовь и заботу, что дети не чувствовали этой любви, а чувствовали — наоборот). Я выбираю путь Торы — и тем самым искуплю и мое прошлое и мое будущее!”»
В четвертой книге Торы Бэмидбар мы находим историю Кораха, человека, снедаемого завистью и высокомерием. Он возглавил восстание против Моше и навлек этим беду на себя и на тех, кто примкнул к нему. Сыновья его поняли безумие отца, раскаялись и своим раскаянием совершили «тикун» — исправление. Каждое Новолетие — Рош а-Шана, — когда мы подходим к самому торжественному моменту молитвы, когда полагается трубить в шофар, мы читаем 47-ую главу Тэилим, написанную сыновьями Кораха. Подумайте об этом! Разве это не поразительно? Вот что может сделать «тикун»! Сыновья Кораха не только искупили свой грех, но и спасли от забвения имя отца. Выбор зависит от Вас. Хотите жить с гневом в сердце или — выберете путь, указанный в Торе, и со временем будете подавать достойный пример своим детям?
…Не подобает детям судить своих родителей. Помните историю Ноаха (Ноя)? После потопа он посадил виноградник, выпил вина, опьянел и вел себя недостойно. Один из его сыновей, Хам, стал насмехаться над отцом в его позоре — и за это был проклят. Другой же его сын, Шем, убедил своего брата Йефета помочь ему прикрыть наготу отца, что они и сделали, стараясь не глядеть на него. В подобных случаях всем людям стоит делать то же самое — «прикрыть наготу отца» — недостойное поведения родителей!
Если хотите создать хорошую семью — это Ваша единственная надежда! Не только перед Вами стоит такая проблема. Как это ни печально, она знакома всему нашему поколению. Одно из величайших зол нашего общества — выветривание семейных ценностей. Растет процент разводов… Растет и число внебрачных детей… Растет и число «беспризорных» детей, которых мать, уходя на работу, оставляет одних на улице, вешая ключ на шею… растет число семей, где вечные ссоры…
Измените репутацию семьи, наметив себе совсем иной курс, возродив ее доброе имя. Поставьте себе целью создать прекрасную семью, и Сам Б-г поможет Вам. Он обещал это! Когда мы отказываемся от обиды из-за отсутствия любви, от ненависти к родителям, проявляем, несмотря на это, уважение — мы выполняем заповедь почитания родителей, за соблюдение которой Б-г обещал: «Вы будете жить долго на земле».
Желаю Вам найти в себе душевные силы и стойкость перестать (внутренне) корить мать за то, что она не смогла стать хорошей матерью, и вместо этого мобилизовать свой потенциал как Человека, свой ум, чуткость, внимание к людям. Так можно «искупить» поведение матери и проложить путь к созданию в свое время собственной любящей семьи.
С уважением, Ита Минкина
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?