Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Мировоззрение, Школа, Домашнее обучение, Младшие школьники
Уважаемая раббанит Ципора! Я обращаюсь к вам не только как к мудрой женщине, которую очень уважаю и мнение которой мне невероятно важно, но и как к человеку, в семье которого был опыт домашнего обучения.
Моя старшая дочка закончила четвертый класс, ей 10 лет. Школу мы выбирали тщательно, и она достаточно хорошая. Но за последние пару лет, как вы можете догадаться, в стране произошло множество изменений в разных областях жизни. И школьное образование не стало исключением. На глазах падает качество преподавания. Хорошие учителя уехали, директора назначили нового. Вводятся новые политизированные предметы. Но главное в том, что детей в школе снабжают политической информацией, совершенно для них не подходящей. То, что я не могу и боюсь даже написать вам об этом прямым текстом, уже само по себе звоночек, а точнее — набат о том, что нам есть, о чём тревожиться.
И вот у нас появилась возможность перевести ребёнка в еврейскую онлайн-школу. И я просто не знаю, что мне делать. С одной стороны, наша школа не плохая, там у ребёнка общение, театральный кружок и одноклассники. С другой стороны, детские души такие восприимчивые к пропаганде, которую ни я, ни муж (ни сам ребёнок) не переносим категорически.
Ваш брат в свое время учился дома, чтобы не подвергаться лишний раз воздействию неподходящего ему мировоззрения. Сейчас условия (психологические) очень похожи на те. Я бы очень хотела услышать ваше мнение, что делать в такой ситуации. Что меньшее из зол: пропаганда или дистант?
P.S.:
Ребёнок ответственный, с первого класса учится без всякой моей помощи, при этом оставаясь отличницей. Репатриироваться очень хотим (я и дети), муж пока боится. N.
Уважаемая N.,
Я даже не могу передать Вам, насколько Ваше письмо затронуло меня лично. Я пережила нечто более сложное, в моих глазах, чем брат: внутренний разрыв между тем, что говорят дома, и тем, что говорится в школе. И я глубоко убеждена, что конфликт был для детской души ужасным.
Потому что вопрос, кому же из своих воспитателей верить, для ребенка очень непростой.
И я не раз говорила абсолютно нерелигиозным родителям в Израиле, которые посылали детей в религиозные школы из-за хорошего уровня преподавания, но предостерегали их: «Ты только не слушай ничего, что тебе там скажут об иудаизме», что они создают у детей непростой душевный конфликт.
Так вот, Вы спросили человека с «предвзятым мнением». И я считаю, что ни одно на свете достоинство школы не стоит этого внутреннего разлада — при условии, что у ребенка будет какая-то группа ровесников для общения.
Потому что полная изоляция от других детей — тоже величайшая проблема. Но если Вы сможете найти ей хотя бы одну-двух подружек, то онлайн-обучение уже не столь проблематично. Ведь главное в школьной жизни детей — это не уровень преподавания (тут мы всегда сможем помочь и добавить свое), а общение со сверстниками.
И если оно будет, то, я уверена, что «удаленка» не повредит. Если же нет, то вопрос: что из себя представляет еврейская онлайн-школа?
Потому что, например, хабадники, которые являются «посланниками» Ребе во многих далеких от еврейских центров точках, годами обучают детей удаленно, но там есть не только учеба, но и непосредственный (пусть виртуальный) контакт между самими детьми. Им даже стараются организовывать какие-то лагеря офлайн летом.
Я не уверена, что это может подойти при ваших обстоятельствах, но, безусловно, должен быть какой-то контакт между самими детьми.
Надеюсь, что на основании всех данных Вы сможете выбрать самый лучший вариант для своей девочки при существующих условиях. Естественно, мы обе понимаем, что он не является идеальным. Но, с Б-жьей помощью, думаю, что Вы сможете дать ребенку то, что ему необходимо, пока сложатся более походящие условия для репатриации.
С уважением и пожеланием нахат (родительской радости) от детей, Ципора Харитан
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?