Темы: Наказание, Воспитание детей, Поощрение, Мирьям Климовская, Насилие
Шалом. Можно воспитывать детей подзатыльниками? N.
Уважаемая N.!
Хотя физические наказания широко распространены, в частности, в странах бывшего СССР, их нельзя назвать методом воспитания.
Не буду писать о правомочности рукоприкладства вообще. Поговорим о наказаниях вообще — относятся ли они к сфере «воспитания».
Выдающийся израильский педагог рав Йехиэль Якобзон разбирает этот вопрос. Он четко разграничивает понятия «воспитание» (חינוך — хинух) и «побуждение к действию» (הפעלה — аф-ала). Оказывается, все виды наказаний, а также материального поощрения являются «побуждением к действию».
А «воспитанием» передается только то, что человек будет продолжать делать, даже когда его никто не контролирует. И каждый родитель должен подумать: будет ли мой ребенок стремиться делать то, что «вдолблено» с помощью подзатыльников, пощечин, порки? Или, наоборот, будет стремиться делать то, за что каждый раз получал конфетку? Если он окажется далеко от меня и всех этих воздействий?..
Как правило, ответ — нет! Мы не можем постоянно держать детей под контролем, как бы некоторые родители к этому ни стремились. И настоящее воспитание — привить ребенку определенные ценности, чтобы он продолжал поступать правильно, даже когда станет самостоятельным.
Рав Якобзон указывает путь к этому: нематериальное поощрение ребенка всякий раз, когда он поступает правильно. В этом случае его можно и нужно похвалить и объяснить, насколько важно то, что он делает, и как мы рады, что он так поступает. Тогда есть надежда, что со временем ребенок воспримет эти ценности и будет следовать им на протяжении жизни.
Но что же надо сделать, чтобы ребенок начал вести себя правильно? Для этого нам и понадобится воздействовать на него с помощью наград (предпочтительнее) или же, если речь идет о каких-то серьезных запретах или опасностях, наказаний.
Еще раз повторю: лучше всего воздействовать поощрением (призы, лакомства, система набора баллов с дальнейшим вознаграждением). И, только если это не помогает, а ребенок нарушает очень серьезные запреты, можно подумать о наказаниях.
И наказания вовсе необязательно должны быть физическими: это может быть и запрет каких-то удовольствий, прогулок, встреч с друзьями, оставление без сладкого и т. п. Главное правило: чтобы наказание было эффективным, оно должно применяться редко.
Если ребенка наказывают за каждый промах, то рано или поздно он либо станет пассивным и безынициативным (лучше ничего не пытаться делать, чем сделать плохо и вновь подвергнуться наказанию), либо «закалится» и продолжит плохое поведение, невзирая на наказания. И тогда придется «увеличивать дозу лекарства» — пока ребенок не окажется в больнице или не сбежит из дома…
Рав Якобзон подчеркивает: принуждение ребенка к действию — это не воспитание! Более того, это вредит настоящему воспитанию. Настоящее воспитание — добиться, чтобы ребенок сам хотел поступать правильно и делал это по внутреннему побуждению, а не для того, чтобы угодить другим.
Призы или наказания — это, так сказать, разрушение ради строительства, они нужны только на начальном этапе, чтобы дать ребенку понять, какое поведение правильное, а какое нет, а также — что все поступки имеют последствия. Но после этой короткой стадии обязательно требуется закрепить правильное поведение с помощью воспитания — внушить ребенку, какой он молодец, что делает так, как надо, и как это радует родителей.
Несколько слов о физических наказаниях. Не буду, как упоминала выше, говорить о том, разрешены ли они вообще. Упомяну только один факт, на который также обращает внимание рав Якобзон. Если какое-то действие для человека или животного (в этом мы одинаковы) неизменно связывается с болью или дискомфортом, он/оно будет любыми способами избегать его.
Например, если ребенка пороть за плохие оценки, это может временно заставить его больше зубрить, но никак не привьет ему любви к учебе и стремления к самообразованию; наоборот, он забросит учебу при первой же возможности.
Так же: если постоянный источник боли и дискомфорта — родитель, это вызовет у ребенка сильное желание оказаться как можно дальше от этого источника, что он и поспешит осуществить, как только станет более-менее самостоятельным. А это происходит намного быстрее, чем мы можем себе представить.
Хуже всего — если ребенок воспримет агрессивное поведение как норму и, когда вырастет, сам будет измываться над слабыми или подчиненными. Всё это следует учитывать, когда мы принимаем решение: быть или не быть физическим наказаниям в нашем доме.
Желаю Вам успехов в воспитании детей!
С уважением, Мирьям Климовская
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его