Темы: Многоженство, Ципора Харитан, Ревность, Муж и Жена, Общение супругов
Здравствуйте, уважаемые! Я глубоко уверена, что благословенный Богом брак — это один мужчина — одна женщина, как и создал вначале Творец. Но почему тогда в древние времена царя Давида, Соломона и т.д. было дозволено многоженство? У нас с мужем в целом хороший брак, но иногда он шутит в таком роде: «А я бы не против — как Соломон, хотя бы несколько, ведь тогда это было нормально, почему же нельзя сейчас?» Мне неприятно это слышать. Пожалуйста, дайте мудрое объяснение. Благодарю. N.
Уважаемая N.,
Вы абсолютно правы, идеальное состояние, созданное Б-гом, это — один мужчина и одна женщина, которые должны дополнить друг друга, став единым целым. Но были и различные обстоятельства, которые привели к тому, что Тора позволила многоженство, например: бездетность (мы видим, как это было с нашими праотцами); немолодой возраст жены — у нее больше не будет детей, а мужчина все еще может увеличить свою семью. В случае с царем Соломоном — политические браки, с помощью которых он хотел расширить влияние монотеизма в мире, передав эту идею через жен — дочерей различных царей. Но, как известно, в этом случае его поступок осуждается, так как в конце концов жены повлияли на него, а не наоборот. Нужно понять, что люди жили в совершенно иных условиях, чем мы сегодня. Например, нужны были рабочие руки, чтобы обрабатывать землю, дети, которые могли бы помогать родителям и кормить их в старости. Чем больше была семья, тем большими силой и влиянием она обладала. И многоженство было средством увеличить семью. Но уже в Танахе вторая жена названа «цара», либо от слова «цаар» — «страдание», либо от слова «цар» — «узкий», т.е. «отнимающий жизненное пространство». Т.е. уже тогда было понятно, что многоженство имеет много отрицательных сторон. А со временем пользы стало меньше, а вреда больше. И поэтому его запретили совершенно.
Но хочу добавить одну вещь. В те времена мужчина был обязан содержать всех жен, ни в чем не урезая их права. Поэтому количество жен зависело от статуса человека, т.е. от того, может ли он материально и физически обеспечить нужды всех своих жен. Если нет — брать другую жену запрещалось. Что касается нашего времени, то, к сожалению, в очень многих случаях узаконенное многоженство сменилось неузаконенным развратом, когда мужчина не принимает на себя абсолютно никаких обязательств в отношении женщины, которая перестала его физически притягивать. Так что не все уж так плохо было в системе многоженства, и я надеюсь, что со стороны Вашего мужа это только шутки. Советую напевать ему песенку «Если б я был султан» из «Кавказской пленницы». Песенка очень милая и по сегодняшний день.
Желаю Вам много радости и счастья с Вашим единственным мужем и чтобы Вы для него всегда были единственной женщиной.
С уважением, Ципора Харитан
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?