Темы: Ципора Харитан, Заповеди, Муж и Жена, Законы семейной чистоты, Страхи, Чувства и разум, Террор
Дорогие консультанты, после того как у нас были попытки палестинцев напасть на синагогу несколько раз, моя жена боится идти в любую микву (бассейн для ритуальных омовений) в нашем городе. И это уже второй раз — из-за других обстоятельств — весь цикл пропущен. К тому же она мне не разрешает из-за безопасности ходить в еврейские учреждения, дополнительно в синагогу на миньян (кворум молящихся — десять человек).
Мы женаты больше семи лет. У нас пока хорошие семейные отношения, и я пытаюсь для нее делать всё возможное, но я замечаю, что я не ангел. С другой стороны, если я что-то делаю, поскольку считаю, что это надо, без ее согласия, то это большой скандал. Как лучше поступать в этой ситуации, чтобы не обидеть жену, не упасть духовно и ограничить нарушения Торы? N.
Уважаемый N.,
С одной стороны, совершенно понятен страх Вашей жены в той непростой ситуации, в которой находимся мы все.
С другой стороны, человек должен знать одну вещь: никто не может защитить себя от смерти, если уже пришло его время, и никто даже в самых жутких и невероятных обстоятельствах не умрет раньше, чем его время придет.
То есть, грубо говоря, нам не дано выбирать, когда и при каких обстоятельствах покинуть этот мир, а дан выбор, как жить.
И то, что все террористические организации пытаются, — это именно лишить нас нормальной жизни с помощью страха.
Как женщина я очень понимаю Вашу жену, которая сразу же в воображении прокручивает сценарий фильма ужасов. Это вообще человеческая, а тем более — женская склонность.
Позволю себе процитировать одно из своих любимых высказываний Марка Твена: «В моей жизни было очень много тяжелых событий, и часть из них действительно произошли». То есть этими кошмарами мы себя психологически прессуем и приводим в ужасное состояние.
Но просто сказать человеку, который находится в таком состоянии, «перестань беспокоиться и фантазировать» — абсолютно бесполезно, потому что это не только не успокаивает, но и страшно раздражает.
Однако стоит поговорить о том, на каких условиях всё-таки можно пойти в микву.
Например, берете такси туда и обратно (со знакомым водителем), Вы сами ее сопровождаете до двери миквы и ждете там. И при любом подозрительном поведении прохожих тут же вызовете полицию. И т.д., по обстоятельствам. Например, можно купить газовый баллончик.
Кроме того, выразите ей свое сочувствие и понимание, а не раздражение тем, что она не дает Вам вести себя как обычно.
Попробуйте и на реальном уровне поговорить о том, что сейчас полиция в Германии, как и везде, гораздо более внимательно относится к происходящему и старается больше охранять еврейские объекты.
Можно попробовать «принять меры» и на духовном уровне: «Давай перед каждым выходом из дома помолимся и дадим какую-то небольшую сумму на цдаку».
Можно предложить попросить благословения у кого-нибудь из современных праведников, начиная с рава Бен-Циона Зильбера, который, несомненно, имеет особые заслуги — вспомним, в каких обстоятельствах он и его семья выполняли заповеди…
Но объясните жене, что если, не дай Б-г, человеку суждено уйти из этого мира в определенный момент, то никакие меры предосторожности ему не помогут… Мы все знаем: бывает, что человек не просыпается утром в собственной постели, не дай Б-г. Но это же не значит, что мы прекратим спать.
А то, что Ваша жена сейчас предлагает, — это зарыться в неком домашнем «бомбоубежище», что никак не дает полной защиты и возможности целиком контролировать ситуацию.
Если Вы сможете об этом говорить без раздражения, а с пониманием, сочувствием и теплом, то, с Б-жьей помощью, постепенно донесете это до жены. А себе скажите, что, возможно, Ваша духовная задача сейчас — не столько молиться в миньяне, сколько дать жене настоящую духовную поддержку в тяжелую минуту.
И если Вы будете говорить не о супружеском долге, который не соблюдается, поскольку жена не идет в микву, а о том, как Вы скучаете по жене и насколько Вам как мужчине тяжело без нее, то Вы гораздо быстрее, с Б-жьей помощью, добьетесь положительного результата.
А ссоры и попреки в такой ситуации только отдаляют и приводят к конфликтам, которые никак не могут быть богоугодны.
С пожеланием набраться духовных сил для того, чтобы помочь жене и себе в такой непростой ситуации, и с уважением, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его