Темы: Ципора Харитан, Развод, Муж и Жена, Различия в духовном уровне, Общение с детьми
Шалом, уважаемые консультанты!
Мне плохо... нет ощущения счастья и радости, только работа... Такое ощущение: плывем по течению, а куда — не знаю...
И с каждым годом взросления детей я понимаю, что мне не хватает дома духовности... Муж смотрит фильмы после работы, не понимает, что нашим детям нужно общение, всё сваливает на усталость от работы. Он действительно работает тяжело, но, даже поспав после работы, не испытывает никакого желания общаться с детьми.
Например, в субботу и праздники в синагоге у нас есть такая программа — «Отцы и дети». Там папы учатся со своими детьми, а он — никогда... Показывает детям, как пользоваться интернетом, учит спорту, а духовности — нет...
С другой стороны, он очень ответственный, обеспечивает семью, заботиться материально, в целом всё стабильно...
В общем, я очень тревожусь за детей, как их правильно воспитывать. Читаю, но путаюсь и часто срываюсь от внутреннего напряжения и ощущения, что всё не так. Я в тупике, не вижу никакого выхода из этого отчаяния. Как мне продолжить жизнь и быть счастливой не смотря ни на что? N.
Уважаемая N.,
С грустью прочитала Ваше письмо. Я знаю очень много пар, где супруги заняты тем, что обвиняют друг друга в недостаточной духовности, а из-за этого — в проблемах в воспитании детей и в семейной жизни.
Еще ни разу не видела, чтобы супруг/-а, которых попрекают низкими духовными интересами, в результате пожелали бы расти духовно.
Поэтому в первую очередь Вам нужно спросить себя, ищете ли Вы виноватых в этой ситуации или искренне заинтересованы изменить ее.
Если заинтересованы изменить, то необходимо исходить из следующего принципа: моя духовность — это материальность близких мне людей. То есть, я не могу ни одного человека на свете сделать духовнее, чем он сам заинтересован.
Но могу ценить то, что этот человек делает для семьи и вкладывает в нее, и видеть в его заботе о семье хорошее. И не только видеть, а ценить это, благодарить его, обращать внимание детей на это. Короче, создать у него ощущение, что я понимаю, как много он делает для нашей семьи в целом, для меня, детей и т. д.
Вы пишете об отчаянии. Подозреваю, что муж, который не вылезает из телефона и компьютера, ощущает то же самое. Ну скажите сами, что приятнее: смотреть фильм или слушать, как тебя в очередной раз отчитывают? Понятно, что человек уходит в себя и замыкается. И, возможно, ощущает, что детей не приучают ценить его вклад в семью. А это может быть для него очень болезненным.
Поэтому, если Вы считаете, что Ваш муж хороший и заботливый человек и тяжело трудится на благо семьи, то это необходимо выражать. И существует — даже после стольких лет совместной жизни — много женских способов показать мужу, что Вы хотите чего-то другого в ваших отношениях, не того, что было до сих пор.
Можно приготовить его любимое блюдо специально для него, пригласить его куда-нибудь пойти, приодевшись при этом, заняться вместе с ним спортом (не боксом) и, наконец, просто проявить инициативу к близости. Всё это нужно делать не в течение одной-двух недель, а на протяжении достаточно длительного периода, чтобы можно было ждать каких-то изменений.
Возможно, стоит даже поговорить без претензий и сказать: Вам бы очень хотелось сделать что-то, чтобы жить по-другому, и для этого Вы спрашиваете его, чем бы Вы его могли порадовать. (Не требуйте немедленно: «Но и ты тоже!», а дайте ему почувствовать, что Вы готовы взять инициативу на себя).
Если муж хочет более теплых отношений, предполагаю, что за несколько месяцев отношения могут очень измениться, с Б-жьей помощью. Если же он, как и Вы, отчаялся, вероятно, это займет гораздо больше времени.
И тогда для того, чтобы не сломаться, Вам понадобится помощь семейного консультанта или психолога. Они смогли бы Вам оказать поддержку в моменты, когда кажется, что вся работа — впустую.
Если же муж готов будет вместе с Вами обратиться к специалисту, это может очень улучшить и ускорить процесс.
К сожалению, по своему опыту в этой области знаю, что люди после одной-двух встреч и одной-двух отмен встреч говорят себе: «Ну, я же знал, что это бесполезное занятие», и всё возвращается на круги своя.
Но могу с полной ответственностью сказать, что ЛЮБАЯ пара, которая всерьез решит улучшить отношения, добьется этого. Это очень тяжелый труд, но под лежачий камень вода не течет. И если Вы говорите, что не видите перспективы развода, то неужели провести всю жизнь в такой тоске и унынии легче, чем взять себя в руки и начать работать ежедневно и постоянно над происходящим?
И, поскольку Вы пишете о детях, самый лучший способ воспитать их серьезными религиозными людьми — это показать, как их родители работают над собой и стараются исправить свои отношения и отношения с ними.
То, что здесь написано, это, что называется, «вся Тора на одной ноге». Есть, в том числе и у нас на сайте, десятки статей и уроков о том, как этот процесс работает в деталях на практике.
Понятно, что не нужно пытаться изменить сразу всё. Но если выбирают какую-то область для работы над своим характером и над взаимоотношениями и делают это усердно, то это — та свеча, которая удаляет большое количество «тьмы» из семейных отношений.
С уважением и пожеланием выбраться из болота отчаяния и сделать, с Б-жьей помощью, первые шаги к изменению ситуации, Ципора Харитан
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Описывая свой сон, фараон назвал коров יפות תואר (прекрасно сложенными). Ни один мясник не обратит внимание на совершенство форм коровы, он оставит это поэтам и художникам.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йосеф не открывался братьям, пока они не осознали свой грех. Легче проявить снисхождение к обидчику, чем возлюбить его.
«Оцарот»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Микец» («По прошествии») начинается с рассказа о том, как Йосеф истолковал царю Египта — Паро — его сны, предсказывавшие стране семь лет изобилия, а затем — семь лет голода. За это Йосеф был выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный человек, способный предотвратить беду. Кончается глава встречей Йосефа с братьями.
Рав Ефим Свирский
Рав Овадья Климовский
«Оцарот»