Темы: Развод, Женщина, Муж и Жена, Внешность, Ита Минкина, Забота о себе, Кризис в многолетнем браке
Добрый день. У нас с мужем очень сложный период в отношениях. Мы на грани расставания. У нас 7 детей, и мы вместе уже 20 лет. Нам под сорок.
С точки зрения вашей религии — я могу себя украшать? Я имею в виду серьги, лёгкий макияж, уход за собой. Просто я очень хочу сохранить наши отношения. И я реально понимаю, что за 20 лет мы могли сильно друг другу надоесть. Раньше я никогда не красилась, не использовала украшения, потому что запрещает религия.
Проповедники говорят, что запрещено молиться, если на тебе украшения. И нельзя делать себя красивее, то есть существует запрет для женщины украшать себя чем-либо, кроме добрых дел и угождения Б-гу. Как некогда делала Сарра, жена Авраама. Я так и поступала.
Муж очень, очень редко говорил мне, что я красивая, ну и всё такое. Делал комплименты, если я выпрошу у него их. А в последнее время я стала иногда надевать украшения, немного подкрашивать ресницы и слегка завивать волосы, делать маникюр. И он стал по-другому как-то смотреть на меня. Стал сам говорить мне комплименты, чаще меня обнимать и звонить мне.
Можно ли мне так делать? Заранее спасибо за ответ. N.
Уважаемая N.!
Спасибо за Ваш вопрос.
В Мишне (Нэдарим 66а) рассказано: один юноша не хотел жениться на достойной девушке, которая подходила ему во всех отношениях, из-за одной «маленькой» проблемы… девушка была уродлива. Чтобы родные не пытались убедить его жениться на ней, невзирая на «маленькую проблему», юноша дал обет — не заключать этот брак.
Однако, видя, насколько она достойный человек, юноша пожалел, что связал себя таким обетом. Он пришёл к своему дяде раби Ишмаэлю с вопросом, можно ли снять обет. Закон гласит: снять обет можно только в случае, если он был дан ошибочно. Это означает: тот, кто дал обет, не знал в тот момент каких-то очень существенных деталей (либо не осознавал).
Что же сделал раби Ишмаэль? Поручил своим домочадцам нарядить девушку в прекрасные одежды и украсить драгоценностями. Затем показал её юноше и спросил: «Можешь ли ты теперь утверждать, что она безобразна?» Увидев её в прекрасном наряде и украшениях, юноша ответил: теперь он видит — она не безобразна. Более того, теперь он видит — она красива! Рассказывает Мишна, что заплакал тогда раби Ишмаэль и сказал: «Прекрасны дочери Израиля, но бедность безобразит их».
Еврейская религия приветствует всё, что служит улучшению отношений между мужем и женой и укреплению связи между ними, и поощряет использование средств, которые приводят к усилению их взаимной симпатии. Такими средствами являются, среди прочего, и женские украшения, и красивая одежда, и парфюмерия, и косметика.
Их использование не только укрепляет связь между мужем и женой, но и способствует более здоровой атмосфере в обществе, укреплению моральный устоев человека и общины. Как сказал великий законоучитель раби Моше бен-Маймон: так будет «йешуван наэ у-мешубах» — «общество их прекрасно и достойно похвалы».
Ниже привожу отрывок из ответа: Как относиться к женской красоте?
«Постараемся понять, как относиться к женской красоте. (Понятно, что человеку запрещено смотреть на какую-либо женщину, чтобы насладиться её красотой, кроме собственной жены. Речь идёт о том, является ли женская красота достоинством, есть ли у неё ценность).
Царь Шломо в книге Мишлей (31:30) говорит: “Обманчива прелесть, и суетна красота: жена, боящаяся Господа, прославлена”. При поверхностном прочтении может показаться, что у женской красоты нет никакой ценности.
Но Виленский Гаон в книге “Коль Элиягу” (к Бэрейшит 29:17) спрашивает: Тора, говоря о таких праведных женщинах, как Сара, Ривка и Рахель, много раз упоминает, что они были красивы. Если это не имеет значения, зачем Тора упоминает об этом? Поэтому, пишет Виленский Гаон, смысл стиха в Мишлей (31:30) следующий: женская красота не является достоинством, если у женщины нет страха пред Небесами. Однако, если красивая женщина богобоязненна, её красота — одно из достоинств, прославляющих её.
Если женщина богобоязненна, то красота её не только физическая, но и духовная. В таком случае её физическая красота является отражением красоты духовной, как сказано в книге Коэлет (8:1): “Мудрость человека просветляет лик его…”»
Кроме того, известно из Устной Традиции: когда Б-г сотворил Еву, Он, прежде чем представить ее первому человеку — Адаму, украсил ее двадцатью четырьмя украшениями, прекрасными одеждами. Спрашивается: зачем? Ведь Ева была первой женщиной, она была чиста, она была безгрешна, как только может быть безгрешным человек, только созданный Б-гом. И Адам — первый человек — находился на необыкновенно высоком духовном уровне, это еще было до их греха. Уровень Адама, по словам мудрецов, был близок к уровню ангелов… Так для чего нужно было украшать Еву? Разве недостаточно было ее чистой, еще не омраченной грехом, духовности?
Однако в том, что Б-г украсил Еву прежде, чем она предстала перед Адамом, заключен урок для всех женщин, для всех жен всех поколений людей, для всех дочерей Евы. В чем же он заключается?
Б —г создал человеческую природу и «вложил» в природу мужчины тягу и влечение к женской красоте и ухоженности. И создал также способы привлечения и усиления взаимной симпатии: это украшения, косметика и т.д. Для того чтобы у женщин, у жен была возможность привлекать к себе внимание мужа и так увеличивать взаимную симпатию и любовь в семье.
С уважением и пожеланием любви и семейного счастья, Ита Минкина
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?