Темы: Избранность, Пинхас Перлов, Армия, Государство Израиль, Арабо-израильский конфликт, Террор, Единство еврейского народа
В эти дни мнения в Израиле разделились по поводу сделки по освобождению Гилада Шалита. Даже родственники жертв террора разделились на две группировки, устраивающие отдельные демонстрации — «за» и «против». С одной стороны — несчастный солдат в самом страшном плену. А с другой — что натворят, сколько крови прольют многие сотни злостных террористов, выпущенных из тюрем?
А у меня нет «своей позиции» по этому вопросу. Не потому, что я человек равнодушный и бесчувственный (если бы было так, я не тратил бы времени на писание этих строк). А потому, что нормальный человек, который честно принимает в расчет все стороны и до которого действительно доходит вся боль подобной трагической дилеммы, просто бежит от нее — если только может (если он не облечен государственной ответственностью, заставляющей принимать решение)… Иногда бремя подобного рода решений оказывается непосильным. Поневоле вспоминаются трагические эпизоды периода Катастрофы. У матери в гетто забирают двух детей на уничтожение — это называлось «киндер акцион» — и вдруг предлагают ей взять назад одного из них. Кого? Решай сама! Она берет одного — другой вопит: «Мама, мама!», берет другого — вопит первый! И она не берет ни того, ни другого… Или предлагают вписать в удостоверение личности (и тем спасти, по крайней мере, на время от отправки в лагерь смерти) кого-то одного из двоих: либо жену, либо мать. Кого? Решай — «свобода выбора»!
От такой «свободы выбора» люди сходили с ума, кончали с собой. Это были отдельные личные эпизоды на фоне общей трагедии. Но кто бы мог подумать, что на 62-м году существования еврейского государства подобное все еще будет возможно, и личный эпизод разрастется до всеизраильского масштаба, и уже не та или иная мать, а вся страна будет стоять перед подобной кровавой дилеммой?? Ведь уже более столетия мы слышим (от «новых мудрецов», противопоставивших себя традиционной еврейской мудрости), что корень всех бед нашего народа якобы в том, что прежде не было у нас государства и армии, — а теперь передовое демократическое государство и сильная армия гарантируют, что подобное не повторится! И эта вера нашла свое выражение в одном емком лозунге, в трех крылатых словах на иврите: «леолам ло од» — «никогда больше!», которые звучат на протяжении многих лет на официальных церемониях памяти жертв Катастрофы и т. п…
Но теперь, в свете воистину трагического выбора, который делает в эти дни страна, как и в свете того, в каком положении она, единственная в мире, пребывает десятилетиями, — страна, которую с первого ее дня со всех сторон обступали и обступают войны, террор и угрозы (новейшая из которых — атомная, как будто без нее недоставало); страна тревог, бомбоубежищ и противогазов; страна, грубо и нагло обманутая своими «партнерами» по так называемому «мирному процессу», а эта нынешняя траги-абсурдная ситуация связана с солдатом — частицей той самой армии, «самой сильной на Ближнем Востоке», которая вроде бы должна быть гарантом того, что «леолам ло од» и прежним трагедиям не бывать — не пришло ли в свете всего этого время для другого, нового лозунга — тоже из трех слов: «гораль йеуди родеф» — «еврейская судьба преследует»! Не получается у нас «быть как все»… Быть может, не на тех путях искали мы в ней перемен? Как раньше судьба наша преследовала нас во всем мире поодиночке или общинами, — точно так же с созданием государства она преследует собравшихся в нем евреев «коллективным образом»…
Таково «особое Божественное управление», которого мы удостаиваемся, — закономерно, в полном согласии с древней и вечной еврейской (а точнее — Божественной) мудростью, поскольку «галут» — «изгнание» — еще продолжается, и не удостоились мы еще настоящего Избавления… Сказал духовный руководитель ешивы (в которой учится автор этих строк) рав И. Бородянский, в самые первые дни после захвата в плен Г. Шалита (на иврите «шалит» означает «властитель»): «В итоге этой истории Всевышний покажет нам, кто есть в этом мире истинный “властитель”!» Ну что же; к тому все и идет. В этот час решение еще не принято — но совершенно ясно, что с завершением сделки, если она будет осуществлена, история не заканчивается. Но одно можно сказать уже сейчас: наши враги, как видно, не ведают, что творят, меняя одного на тысячу. Они считают это своим успехом — но не понимают, что при этом как бы «расписываются» собственноручно в том, что один еврей (даже простой солдат!) стоит больше, чем тысяча подобных им, — и в глазах Всевышнего тоже! И это прямо связано с тайной избранности нашего народа, которую они, наши враги, наилучшим образом подтверждают, — ведь ни у кого другого такого «обмена» никогда не было и быть не может, и если простой солдат вдруг стоит в центре мировой политики, то это может быть только еврейский солдат! Они чтут Б-га (так утверждают, по крайней мере) — но не чтут человеческой жизни, Им сотворенной — ни своей, ни чужой. А у нас — если осуществится сделка — весь народ будет отвечать своей кровью за свободу одного еврея… Правильно это или неправильно — среди нас нет в этом согласия, но у других народов подобная дилемма немыслима изначально. Ее существование само по себе означает кровную связь между всеми нами — евреями. И, быть может, не случайно эти события происходят в ту неделю, когда в Торе читают главу «Ваигаш», в которой трагическая история продажи Йосефа завершается величайшей демонстрацией братства и взаимного поручительства сынов Израиля друг за друга. В заслугу этого пришло избавление тогда (Йеуда поручился за Биньямина, и Йосеф открылся братьям) — в заслугу этого оно придет и ныне.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.