Из цикла «О нашем, еврейском», темы: Раввин, Самопожертвование, Реувен Пятигорский, Рав Моше Файнштейн, Советский Союз
Сказано о потомках Авраама, Ицхака и Яакова (Шмот 32:9) «Народ жестоковыйный» (кше-ореф, упрямый). Мидраш поясняет (Шмот Раба 42): «Эти слова сказаны не в осуждение, а с похвалой». Рамбам пишет в своем комментарии (на Дварим 7:7), что именно поэтому евреи были избраны Всевышним: «Избранный любящим — тот, кто готов терпеть от любящего все. Израиль более других народов подходит для этого; как сказано в Талмуде (трактат Бейца 25б): “Израиль — самый несгибаемый среди народов мира, ибо выдержал все испытания; так и говорят: либо еврей, либо распят (в том смысле, что живого еврея, изменившего своей вере, не бывает)”».
Приведем несколько примеров самопожертвования во имя Торы, проявленного российскими евреями. Взяты они из книги-биографии учителя нашего поколения, раби Моше Файнштейна. В первых главах рассказывается о его отце, раби Давиде.
«Сразу после захвата власти большевиками, вся страна впала в хаос гражданской войны. Замученные и завшивленные солдаты красной и белой армий вымещали злобу на евреях, живших в местечках, расположенных в зоне военных действий. Начальники Красной армии, по крайней мере официально, не одобряли погромов. Белые же расправлялись с евреями с полного одобрения офицеров. Тот факт, что многие евреи в то время находились в руководстве компартии, не способствовал уменьшению антисемитизма у всех, кто поддерживал старый режим. На Украине белые убили десятки, сотни тысяч евреев… В канун 5681 года (1920) озверевшие казацкие эскадроны вторглись в Белоруссию. В Стародыне произошел ужасный погром. Казаки не только грабили еврейские дома, но и безжалостно вырезали целые семьи. Затем они схватили раби Давида и увезли за город, требуя с еврейской общины огромный выкуп. Община уже было согласилась выплатить все, чтобы спасти своего раввина, но р.Давид, зная, в какой бедности прозябают евреи его местечка, сделал все, чтобы бандиты ничего не получили, поскольку не без оснований считал, что убийцам ни в коем случае нельзя доверять; к тому же он опасался, как бы выплаченный выкуп не поощрил злодеев к новым преступлениям. Так или иначе раввин сумел передать послание в местечко, запретив властью раввина платить выкуп… Вскоре казаки, по каким-то причинам, решили освободить р.Давида. Но перед этим потребовали, чтобы тот произнес вслух, повторяя за ними каждое слово, одно заявление, которое было зачитано ими по-польски — на языке, которого он не понимал. На это требование р.Давид ответил: “Ни за что не произнесу то, что мне непонятно”. Казаки вновь стали угрожать ему. В конце концов раввин был отпущен невредимым, после чего вернулся в свою общину, в которой еще долгое время после этого возносили благодарственные молитвы за его чудесное избавление…»
В той же книге читаем о других раввинах: «Коммунисты обложили синагоги непосильными налогами, желая тем самым вынудить раввинов прекратить свою деятельность. Некоторые из них капитулировали перед властями и оставили посты. Но многие, продолжая платить непосильные подати, оставались на своей работе. Например, руководитель хасидов Хабада, ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон, за неповиновение властям провел некоторое время в заключении. Затем в 5687 году (1927) его выслали из страны. Раби Йехезкель Аврамский в 5690 году (1930) был осужден на каторжные работы в Сибири. Он пробыл на каторге два года, после чего был освобожден в результате вмешательства влиятельных лиц из-за рубежа. Многие в те лихие года были арестованы, замучены пытками, расстреляны по суду, многие без суда бесследно исчезли в тюремных подвалах, сгинули в лагерях… Всякий раз, когда раввин оставлял свой пост, советские газеты захлебывались от восторга, трубя на всех углах об очередном “служителе культа, у которого раскрылись глаза”. Раби Моше Файнштейн усматривал в этом публичное осквернение Имени Всевышнего. Он чувствовал, что не вправе уйти со своего поста, что должен продолжать свою работу, даже если придется поплатиться за это жизнью… Позднее р.Моше писал о раввинах, которые не оставили своих обязанностей, что по иронии судьбы именно они избежали жестокой участи, постигшей большинство “служителей культа” в СССР. Капитулировавшие перед злодейской властью нашли свою кончину в далекой Сибири… Через многие годы на вопрос, почему он долго оставался в России, не соглашаясь эмигрировать оттуда, р.Моше Файнштейн ответил просто: “Я был единственным раввином на многие сотни верст вокруг родного города и поэтому чувствовал, что моя обязанность — оказывать духовную помощь местным евреям, а также евреям многих окрестных местечек”. Он согласился на эмиграцию лишь тогда, когда увидел, что иной возможности выжить у него нет».
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»