Из цикла «Наш праотец Авраам», темы: Берешит, Авраам, Дружба, Реувен Пятигорский
Продолжаем печатать статью об основах еврейской веры. Предыдущие ее части можно найти в выпусках, посвященных разделам Торы Беаалотха, Шелах, Корах, Балак, Пинхас, Ки-Теце и Ки-Таво.
Авраам пришел к выводу, что мир был создан Первопричиной ради людей. Не ради Себя Творец создавал вселенную со всем разнообразием бытия, а ради нас, ее жителей. Для нашей пользы, но не для Своей. Ибо Его желание, чтобы мы существовали, не может быть эгоистическим. Создавая нас, Он не может исходить из Собственных интересов, ведь если у Него была хоть какая-то нужда в чем-то, значит, Он не бесконечный. Лишь Тот, Кто бесконечен и всемогущ, не нуждается ни в чем, а значит, создание Им людей было актом чистой любви, абсолютного альтруизма.
Последнее положение попробуем объяснить на примере. Человек пьет чай, т.е. совершает какое-то определенное действие. Мы можем спросить его, зачем он это делает. Он может ответить коротким «хочу». Но почему он хочет? — Потому что испытывает жажду. — Почему он испытывает жажду? — Потому что день нынче жаркий, и его организм потерял много влаги.
В нашем, земном, материалистическом мире после каждого «хочу»
можно снова спросить «почему?» — «почему ты хочешь?» — т.к. любое наше желание происходит от недостатка чего-то, в данном случае — от недостатка воды в организме. И хотя мы пользуемся словами «желание», «хочу», на самом деле подразумевается, что мы испытываем какую-то нужду. Это уже нечто противоположное желанию, это скорее вынужденность. Мы вынуждены пить, потому что испытываем жажду.
Однако о Всевышнем так сказать нельзя. Ведь Он ни в чем не нуждается, ни в чем не испытывает недостатка. О Его желании нельзя спросить: почему Он так хочет? Смысл такого вопроса — выяснить, какой недостаток заставляет Его хотеть. У Него — чистое желание, не аргументируемое какой-либо причиной. Нет и не может быть ответа на вопрос: почему Всевышний хочет одарять благом? — это некорректно сформулированный вопрос, а потому он за пределами наших рассуждений. Мы можем рассуждать только о том, что раскрывается в Творении, в уже сотворенном мире, а не о том, что находится за рамками Творения. В мире же раскрывается Его желание ОДАРЯТЬ БЛАГОМ все сущее. Эту истину и постиг Авраам.
С примерами бескорыстного поведения мы встречаемся постоянно.
Кто-то кормит птичек на площади, кто-то переводит деньги на счет детского учреждения. Важно не ошибиться в оценке поступка. Очень часто действия, которые выглядят вполне бескорыстными, таковыми не являются. Некий человек помогает другу, попавшему в сложную экономическую ситуацию. Берущий нуждается в помощи, дающий нуждается в дружбе. Или ему важно ощущать себя человеком, творящим добро. Всегда есть люди, которые нуждаются в осознании того, что они хорошие.
До тех пор пока мы говорим о действиях и поступках конечных,
ограниченных созданий, мы всегда можем найти в них хоть какой-то элемент удовлетворения собственных потребностей. То, что мы называем словом альтруизм, на самом деле таковым является лишь условно. Например, мы делаем что-то не ради денег, а ради того чтобы ощущать себя воспитанными, добрыми, хорошими людьми.
И только Всевышний — Абсолютный Альтруист. Конечно, трудно представить себе, что кто-то творит, не исходя из своих интересов. Но ведь разговор идет о Бесконечном, о Том, Кто не ограничен ничем и совершенен во всем. У Него не может быть никаких потребностей, в том числе потребности быть добрым или ощущать Себя хорошим. Будучи бесконечным и самодостаточным, Он не испытывает никакой нужды. Стало быть, если Он дает нам жизнь и средства к существованию — то только ради нас самих.
Повторяем, мы говорим так не потому, что хотим угодить Творцу и поблагодарить Его за то, что Он нас создал. Благодарность — дело хорошее, но здесь мы просто отмечаем один очень важный момент, отражающий действительность: наш Создатель — Абсолютный Альтруист. Таков единственно возможный вывод из того положения, согласно которому Всевышний — существует, Он один, Он безграничен, у Него нет никаких причин ни в одном из тех действий, которые проявляются в нашем мире. Итак, Он ни в чем не нуждается, а потому не имеет желания получить что-либо для Себя. Он лишь дает, не преследуя Своей пользы.
Можно ли найти в нашей жизни хоть один пример чистой, бескорыстной любви, направленной к тому, кого еще нет? Ведь именно так происходило, по нашей схеме, с Творением мира: Всевышний «захотел» создать нас по большой Своей любви к нам, когда нас не было.
Да, есть и такие примеры в нашей жизни, — укажем хотя бы на
желание человека создать семью, дом, родить детей. Он заранее их любит, готов любить, хотя еще не знаком с ними, поскольку они еще не родились.
Конечно, многие заводят детей, исходя из эгоистических побуждений. Один хочет продолжить себя в потомках, другой — получить наследников, чтобы было кому передать накопленные капиталы, третий мечтает в детях реализовать свои честолюбивые планы и т.д. Тем не менее всегда есть такие, что заводят потомство для того, чтобы любить их, заботиться о них, одарять их. (Кстати, таково проявление «образа и подобия Б-жьего» в человеке.) Но, говоря о Всевышнем и о людях, следует заметить, что наша любовь к тому, кого еще нет, существенно отличается от любви Всевышнего: у человека, в отличие от Творца, это все-таки потребность. Более возвышенная, чем остальные наши потребности, но все же нужда.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего