Темы: Суккот, Йом Кипур, Прощение, Лев Кацин, Конфликты и ссоры, Любовь к ближнему
— Не могу простить родителей, — поведал мне в синагоге один молодой человек в День прощения — Йом Кипур. — Я также обижен на своего младшего брата и уже больше года не разговариваю с ним.
— Не могу простить грубости своему двадцатилетнему сыну, — сказал мне знакомый в преддверии праздника Суккот. — Я сказал жене, что не могу больше терпеть его в нашем доме, она же ответила, что если я выгоню сына, то уйдет и она…
Как важно научиться прощать, преодолевая ненужные ссоры и конфликты. Хотя, возможно, нет ничего сложнее, чем простить нанесенную обиду и боль.
Недавно мне довелось услышать оправдание одного человека, который утверждал, что «нельзя же все прощать, как нельзя прощать преступления фашистов». Беда, впрочем, в том, что чаще всего мы обижаемся и обижаем не «фашистов», а самых близких и любимых, а неразрешенные ссоры и конфликты разрушают наши семьи.
Тот, кто не прощает обиды, должен помнить, что этим он прежде всего наносит вред самому себе. Затаенная в сердце обида напрягает и отравляет душу, прощение же приносит облегчение.
Если мы будем строго судить людей, то и Небеса, и окружающие люди будут строго судить нас. Поэтому тот, кто хочет удостоиться прощения, сам должен научиться прощать. В Йом Кипур Всевышний простил еврейский народ за грех золотого тельца, и мы, подобно Всевышнему, учимся милосердно прощать.
Могут ли испорченные конфликтом отношения стать такими, какими они были до ссоры? Они могут стать еще лучше! Искреннее прощение обладает огромной силой объединять сердца, укрепить и углубить взаимоотношения между людьми.
Единство еврейского народа основано на единстве первой еврейской семьи — двенадцати сыновей Яакова. Но ведь в этой семье разгорелся конфликт, братья собирались убить Иосефа, который в конце концов был продан в рабство и провел двадцать два года вдали от любимого отца. Если Иосеф смог простить братьев, тем более и мы сможем простить наших близких!
Неужели единство было достигнуто не несмотря, а благодаря конфликту? Нет. Благодаря прощению, которое является проявлением великодушия. Всем нам следует помнить, что прощение способно обратить ссору в крепкую дружбу, а ненависть — в искреннюю любовь!
Почему за Днем прощения — Йом Кипур следует праздник Суккот? — спрашивал Виленский Гаон. В Суккот евреи сидят в шалашах в память об облаках славы, защищавших народ от знойного солнца Синайской пустыни во времена Исхода. После греха золотого тельца эти облака славы исчезли, однако после того как евреи удостоились прощения в Йом Кипур, Всевышний вернул им свое покровительство, и облака вновь начали защищать евреев.
Шалаш может иметь меньше четырех стен: у сукки должны быть хотя бы две стены, а третья может быть длиною в ладонь. Две стены и ладонь — это намек на руку Всевышнего, объясняет Виленский Гаон. Всевышний прощает в Йом Кипур, обнимает в Суккот и радует в Симхат-Тора вернувшегося к Нему человека.
Так же и мы должны уметь прощать, принимать с распростертыми объятиями и радовать наших близких
Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Суккот
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.