Из цикла «Врата востока», темы: Цдака, Врата востока, Ки таво, Антисемитизм, Исраэль Спектор
«Но худо поступали с нами египтяне» (26:6)
Так писал рабейну Овадья Бертинура в послании, посланном из Иерусалима в 5248 (1488) году: всегда — и раньше, и теперь — обвиняют евреев во всех возможных бедах и преступлениях.
Случилось как-то в Иерусалиме, что молодой араб убил свою мать, которая пыталась его утихомирить. Арестовали его, поместили в тюрьму, а потом привели на суд.
Стоял юноша перед лицом судей и утверждал, что не отвечал за свои действия, т. к. был пьян. Удивились судьи: откуда у мусульманина вино, ведь оно запрещено им? Не иначе, как евреи продали юноше вино. А раз так — то евреи виноваты в убийстве.
Наказали судьи еврейскую общину штрафом в шесть золотых динаров, ну а убийца вышел на свободу без всякого наказания.
«И возопили мы к Г-споду. Б-гу отцов наших, и услышал Г-сподь голос наш, и увидел бедствие наше и труды наши, и угнетение наше» (26:7)
Рав Моше Сузин возглавлял сефардскую общину Эрец Исраэль. Перед своей кончиной он обратился к сыну, раву Шломо Сузину, и сказал: «Когда тебе будет трудно, приходи ко мне на могилу, и я помогу тебе».
У рава Шломо была единственная дочь, которая должна была выйти замуж за достойного человека. Рав Шломо обещал в приданое 400 лир; была назначена дата свадьбы.
Когда приблизился день свадьбы, напомнил отец жениха, что р. Шломо должен приготовить квартиру для новой семьи и позаботиться о свадьбе, как было обещано. Обратился р. Шломо к р. Яакову Эльяшару и попросил о помощи. Ответил р. Яаков, что общественная касса пуста.
Вернулся р. Шломо домой с разбитым сердцем: свадьба приближается, а в кармане пусто. Что делать? Вдруг вспомнил последние слова отца. До сих пор не просил ничего, но сейчас — нет выбора. Пошёл на кладбище, стал плакать.
Заснул р. Шломо на кладбище и увидел во сне отца, который сказал ему: «Я услышал твою просьбу и выполню своё обещание. Ступай домой, я позабочусь сам о расходах на свадьбу!»
Удивился р. Шломо во сне и спросил: «Папа, как ты сможешь приготовить свадьбу?»
Ответил отец: «Посланник выполняет волю пославшего. Я пошлю вместо меня р. Эльяшара, исполняющего мои обязанности».
Ночью пришёл р. Моше Сузин во сне к Яакову Эльяшару и спросил его: «Как ты можешь видеть страдания моего сына и не помочь ему?»
Спросил р. Яаков: «Что я должен сделать?»
Ответил р. Моше: «Начни готовить необходимое к свадьбе, даже участвуй во всех семи днях свадьбы вместо меня, весели невесту и жениха! Но, прежде всего, ты должен дать моему сыну деньги на приданое!»
Удивился р. Яаков: «И действительно, сегодня днём посетила мой дом богатая туристка и оставила четыреста лир — во исполнение данного ею обета помогать невестам из бедных семей. Есть ли сейчас бедный, нуждающийся больше, чем твой сын, и помощь невесте, более срочная?»
Назавтра пришёл р. Яаков в дом р. Шломо и принёс с собой 400 лир. Он участвовал во всех днях пиршества. Как посланник покойного деда.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Ицхак Зильбер
Рав Йосеф Б. Соловейчик
из книги "О раскаянии". Два аспекта тшувы.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Переводчик Виктория Ходосевич
Можно ли прощать террористов? К годовщине теракта 11 сентября 2001 года
Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»
Тора запрещает мстить, потому что месть ошибочно воспринимается жертвой как компенсация за перенесенные страдания. На самом деле, всё в этом мире предусмотрено Творцом.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
О том, что смирение в сердце — это нижнее покаяние, как было сказано выше, а также и радость во Всевышнем, и то и другое вместе, уже говорилось в первой части книги «Тания», в конце главы 34. И написано в священной книге «Зогар»: «Радость в сердце, с одной стороны, и т. д».
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Приводится совет от имени рава Ицхака из Акко: во время беседы обращать внимание только на главное, основное в обсуждаемом вопросе, и пропускать мимо ушей употребляемые в ваш адрес различные эпитеты.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия