Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законы шмиты, седьмого года

Беар — значит «На горе»: «И сказал Всевышний пророку Моше на горе Синай…». Еще одна небольшая по размеру, но очень емкая глава. Возьмем только два стиха. Первый (Ваикра 25:14): «Если будете продавать что-либо своему ближнему или покупать из рук своего ближнего, то не обманывайте друг друга». Второй стих (25:17): «Не обижайте один другого!» Так написано в Письменной Торе. А Тора Устная дает на них развернутый и обширный комментарий. По существу, только из устной Торы мы можем узнать, как точно звучит еврейский закон в каждом случае — при торговых сделках (тема первого стиха) и в бытовом плане (стих второй). Что значит не обманывайте? Что значит не обижайте? Если продавец заявляет покупателю, что он торгует самыми лучшими холодильниками в мире, это обман? Если муж говорит жене, что она могла бы выглядеть дома получше, поопрятней, он ее обижает?

Но сначала краткое содержание недельной главы.

Первыми идут законы шмиты, седьмого года в каждом семилетии, когда нельзя проводить работы на полях Страны Израиля (25:1—7). Законы йовеля, пятидесятого года, когда проданная земля возвращалась к своим первоначальным владельцам, а рабы выходили на свободу (25:8—24). Законы, связанные с возможностью выкупить имущество, проданное в час нужды (25:9—34). Оказание помощи обедневшим: запрет на ссуду под проценты и пр. (25:35—55). Запрет на идолопоклонство и предупреждение о соблюдении субботы (26:1—2).

Заметьте, последняя тема занимает всего несколько строк. Начинается глава с «субботнего года», когда земля должна отдыхать, кончается субботним отдыхом для людей. А между двумя этими заповедями — множество законов из области «имущественного права». И это неслучайно. Человек заботится о своем имуществе. Он не хочет его потерять. Для охраны прав владельца приходит закон. Но если человек не работает в субботу, кто обеспечит его необходимым? Ведь он теряет ровно одну седьмую своего производительного времени! Тора говорит: я даю вам законы, соблюдайте их — и они помогут вам во всех ваших делах. Но соблюдайте и те законы, которые на первый взгляд кажутся вам экономически невыгодными. Они тоже вам помогут. Сказано в Талмуде: «Все отмерено человеку — с Рош Ашана (Нового года) и до конца года. (Все его доходы и расходы определены ему свыше.) Кроме расходов на субботы и праздники, на воспитание детей и изучение Торы. Если он их уменьшит (проявив скупость), то и ему уменьшат (общие доходы). А если увеличит, то и ему будет увеличено».

А теперь, как обещано, несколько практических законов, связанных с двумя приведенными выше стихами.

«Не обманывайте друга друга» (в торговле). Продавцу запрещено незаслуженно хвалить продаваемый им товар. Нельзя подкрашивать старое, пытаясь придать ему вид нового. Нельзя подмешивать плохие плоды в хорошие, чтобы продать всю партию, как хорошие плоды. Продавец обязан предупредить покупателя обо всех дефектах продаваемой вещи. (Как видим, товары продают не скрывая изъяны, а рекламируя достоинства. И если вы скажете, что на обмане держится вся современная реклама, то знайте, что такая реклама идет вразрез с законами Торы!) Запрещено во время сделки говорить неправду о рыночной цене; этот закон касается как продавца, так и покупателя. Если человек хочет продать вещь по цене, выше рыночной, он не может утверждать, что придерживается общепринятой цены. В случае, когда обман превышает одну шестую стоимости, обманутый может расторгнуть сделку. (Что делает продавец, который хочет продать вещь подороже, но не желает нарушить закон Торы? Он честно сознается в своем желании, а покупатель решает, соглашаться ли на такие условия.) Разрешается продавать вещи ниже рыночной стоимости для привлечения покупателей.

«Не обижайте друг друга». Разговор идет об обиде устной, высказанной словами, которые могут вызвать у других боль, стыд или смущение. Следите за своей речью, говорите только то, что были бы согласны выслушать сами. Обида хуже воровства, ибо украденное можно вернуть, а боль обиды осталась. Еще страшнее обида, нанесенная при людях. Запрещено давать людям клички. Запрещено напоминать исправившемуся человеку о его былых прегрешениях. Даже если человек не исправился, не спешите взять на себя роль судьи или раввина: не раньте его напрасными замечаниями. Не шутите над людьми, даже беззлобно, поскольку не все относятся к шуткам так же легко, как вы. Запрещено обижать людей даже жестом. Все эти законы актуальны как в отношениях человека с посторонними людьми, так и в отношениях с друзьями, супругом, а также детьми. Женщины и дети особенно ранимы и чувствительны к словам. Не поступайте с детьми так, как вы не смеете поступать со взрослыми. Никогда ни на кого не кричите, крик нанесет урон в первую очередь вашему достоинству. Даже намеком не давайте понять собеседнику, что уровень его интеллекта не очень высок. (Стоит вообще перестать оценивать интеллектуальный уровень других людей, поскольку всегда есть кто-то умнее нас.)

Мы привели несколько законов Устной Торы. Кто-то скажет, что в них нет ничего особенного, что они являются разумными правилами поведения, до которых может догадаться любое человеческое общество. Чтобы никто не впадал в такое заблуждение, сказано в Торе, что все эти законы получены еврейским народом на горе Синай.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.