Из цикла «На тему недельной главы», темы: Обида, Недельная глава, Бехукотай, Беар, Лев Кацин, Мера за меру
— Свадьбы не будет! Сара разорвала помолвку. — Мой друг Хаим стоял со слезами на глазах в дверях моего дома (я изменил имена героев истории). Хаим испытывал обиду и боль. Он был готов построить свою жизнь с Сарой, но она его отвергла. Ему было стыдно перед многочисленными родственниками и друзьями, которые с нетерпением ожидали приглашения на свадьбу. Я пригласил Хаима войти, обнял его, и мы открыли третью главу книги «Ворота Раскаяния» Рабейну Йоны. Мы читали слова современника Маймонида и вспоминали о том, что все что ни делается — к лучшему, и что со временем человек может переосмыслить события своей жизни, осознав, что даже страдания и испытания принесли ему пользу. Вскоре Хаим познакомился с другой девушкой, они поженились и построили крепкую еврейскую семью. — А как сложилась судьба Сары? — спрашивал я знакомых. Годы шли, а Сара никак не могла устроить свою жизнь. Десять лет спустя Хаим рассказал мне, что получил от Сары письмо, в котором она просила прощения за то, что обидела его, разорвав помолвку. Хаим искренне простил ее в своем сердце, написал ей об этом и пожелал встретить свою половину. Вскоре Сара вышла замуж…Какая связь между нанесением обиды и сложностью в устройстве своей жизни? Однажды Ави поведал мне, что испытывал большие сложности в общении с женой. Он обращался к раввинам и психологам, но ему никак не удавалось добиться мира и согласия в семье. Тогда он решил обратиться за советом к известному израильскому раввину, который приехал в Нью-Йорк на несколько дней. Раввин выслушал его, и неожиданно спросил: — Была ли у тебя девушка до женитьбы, которую ты обидел? — Да, была, — признался Ави. — Ты должен отправить ей письмо с просьбой о прощении. Получив ее прощение, ты сможешь обрести семейное счастье! — посоветовал ему ребе…Тора обязывает нас бережно относиться не только к жизни, здоровью и имуществу людей, но и к их чувствам, формулируя особый запрет нанесения обиды. «Не обижайте друг друга, и бойтесь Вс-вышнего». (Ваикра 25:17). Этим Тора запрещает оскорбление словом, — поясняет Раши, приводя слова Талмуда (Бава Мециа 58). — Нельзя обижать человека и нельзя давать ему совет, противоречащий его интересам, но удобный и полезный советчику. А если скажешь: «Кто узнает о моих недобрых намерениях?» Поэтому сказано: «И бойся Вс-вышнего». — Тот, Кто знает мысли (человеческие), знает (твои намерения и побуждения). Во всем предоставленном совести человека, когда никому, за исключением самого человека, не известно (истинное намерение), сказано: «И бойся Вс-вышнего». Нанося оскорбление человеку, мы зачастую оправдываем себя: «Я совсем не намеревался его обидеть». В действительности важно не только то, что ты намеревался сделать, а то, что сделал!Во взаимоотношениях с людьми мы должны проявлять особый такт, особую осмотрительность.«Огонь жжет! — повторял рабби Хаим Шмулевич, глава иешивы “Мир” в Иерусалиме. — Обида, как огнь, жжет не только обиженного, но и обидчика и его потомков!» В качестве доказательства этой мысли рав Шмулевич приводит следующее место в Торе. Когда при обыске сыновей Яакова в мешке Биньямина был найден бокал, который ему подложили по приказу главного министра Египта, братья от горя «разорвали свои одежды» (Берешит 44:13). Биньямин, конечно же, не намеревался причинить боль своим братьям. Однако поскольку они все-таки из-за него испытали страдания, то потомок Биньямина должен был за это расплатиться… Прошли столетия. Над евреями Персии нависла угроза уничтожения. Узнав о планах Амана, потомок Биньямина Мордехай «разорвал свои одежды» (Эстер 4:1). Мера за меру. Что посеешь, то и пожнешь! Человек не может построить своего счастья на несчастье других.И если верно, что нанесенная обида неизбежно возвращается обидчику, то верно и обратное: тот, кто дарит счастье другим, сам удостаивается счастья!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.