6 мая 2009 года, темы: 9 Мая, Вторая мировая война
С каждым днем все меньше остается ветеранов войны, но слава участников войны продолжается их потомками. Наши с вами добрые дела — хорошая память отдавшим за нас жизни отцам, братьям, дедам и прадедам. В честь наступления 9 мая — дня великой победы над нацистами — мы вновь публикуем заметку Авраама Коэна о Иерусалимском параде Победы далекого уже 1997 года.
Мальчик пошёл к ребе и спросил: «Можно я завтра не приду в хедер? Я хочу пойти с дедушкой на Парад ветеранов войны?» Ребе спросил его: «А для дедушки это важно?» — «Да». И, конечно, ребе самого «мракобесного» хедера послал ребёнка на иерусалимский Парад Победы.
Небольшое шествие шло по улице Яффо — центральной улице Иерусалима. Было немного людей, в основном — ветераны Великой Отечественной войны, евреи — выходцы из бывшего Советского Союза. Но будничная жизнь Иерусалима шла своим чередом. Город кипел, суетился, и пожилым людям, прошедшим ужасы самой страшной войны, было немного обидно: «молодые» практически не обращают внимания ни на них, ни на День Победы.
В самом деле, если бы не Победа во Второй мировой войне, русскоязычных евреев не осталось бы совсем. И не было бы, в том числе, нас с вами — ни тех, кто делает этот сайт, ни тех, кто его читает. Страшно и больно — как правило, израильской молодёжи ветераны не интересны… А ведь они родились в поколении, в котором на сто мужчин выжил один!
Ветераны плакали не только от воспоминаний. Было необыкновенно трогательно видеть Давида Иосифовича Фудима со своими религиозными внуками — детьми рава Леви и Рики Гдалевичей — которые были единственными детьми, участвовавшими в этом Параде.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»