Из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе», темы: Недельная глава, Ваикра, Искупление грехов, Жертвоприношения, Хаим Суницкий
Глава Вайикра.
Вопрос.
В этой главе мы узнаем о различных типах Корбанот (Храмовых приношений[1]). Какова была общая цель Корбанот и почему описано так много деталей по отношению к ним?
Ответ.
Тема Корбанот так же, как и тема Мишкана чрезвычайно глубока и содержит важнейшие принципы Б-жественного Управления и тех духовных исправлений, которые мы должны выполнить[2]. Эта тема кажется очень странной для многих из нас, живущий в шестом тысячелетии, спустя почти две тысячи лет после того, как последние Корбанот были принесены нашей нацией. Действительно понятие Корбанот очень высоко и чисто[3], но мы слишком удалены от них, чтобы хоть частично это оценить. Первый «реальный» контакт с Корбанот можно чувствовать, читая книги пророков. Можно сразу понять, что роль приношения Корбанот для наших предков была похожей на ту роль, которую молитва играет для нас[4]. Это особенно заметно в течение промежуточного периода, когда не было Мишкана в Шило, и разрешались частные алтари.
Таким образом, Корбанот использовались как молитва, и их приношение всегда сопровождалось молитвой. Приношению за искупление греха предшествовало признание; другим Корбанот предшествовали похвалы и благодарности Всевышнему[5]. Корбанот также использовались, чтобы достигнуть пророческого вдохновения[6]. Это — то, почему наши праотцы строили многочисленные алтари и каждый раз, мы находим, что Всевышний открывался им. В определенных случаях Корбанот использовались, чтобы достигнуть искупления определенных грехов, в основном грехов совершенных случайно. Помимо Корбанот, приносимых отдельными людьми, было много Корбанот, которые приносились от имени всей нашей нации. Теперь мы обсудим некоторые из основ Корбанот.
Очень важно сначала установить значение слова Корбан. Как мы упоминали в нашем комментарии к главе Трума, корень слова, Корбан происходит от слова «близость». Это может помочь нам в понимании этого понятия, и спасет нас от ошибки, которую делали другие нации относительно их «жертв». В общем, понятие Корбан — противоположность того, что идолопоклонники подразумевали под жертвой. Они «жертвовали», т.е. они отдавали что-то, чтобы «удовлетворить» идола, и надеялись получить что-то взамен. Мы же приносили Корбан, чтобы достигнуть близости к Всевышнему. В этом, Корбанот не сильно отличаются от других мицвот. Все заповеди даны для этой цели.
Тора называет Корбанот дословно «хлебом Всевышнего». Чтобы понять это, мы должны сначала спросить, чем является хлеб для человека? Очевидно, без пищи мы бы умерли. Но что такое смерть? Это — разделение между душой и телом. Душа продолжает жить, в то время как тело хоронят в земле. Таким образом, пища дает возможность душе остается связанной с телом и не оставлять его. В этом же и идея Корбанот. Во многом отношения между Всевышним и миром подобны отношениям между душой и телом[7]. Когда мицвот не выполняются, Присутствие Всевышнего оставляет мир. Различие в том, что по Своей Доброте Он установил, чтобы мир поддерживался на некотором низком уровне Б-жественного Управления, даже когда люди полностью греховны. Мир не становится полностью разрушенным, когда Корбанот или другие мицвы не соблюдаются. Все же мир действительно падает к намного более низкому уровню, и это является частичной смертью[8].
Когда Храм стоял, и Корбанот приносились регулярно, Б-жественное Провидение показывалось в намного большей степени. Замечательный поток Доброт и Благодатей постоянно прибывал в этот мир. С разрушением Храма мы потеряли это. Однако наши мудрецы говорят нам[9], что изучение законов Корбанот частично компенсирует их не приношение. Таким образом, давайте обсудим вкратце разные Корбанот. Все Корбанот могли быть только из трех типов животных (бык, баран и козел), двух типов птиц (голубей), или из муки (пшеницы или ячменя). Корбанот, упомянутые в этой главе — Ола, Шламим, Хатат и Ашам, а также различные Менахот (приношения муки). Мы опишем каждый Корбан в нескольких словах.
Ола было полностью сжигаемым Корбаном. Ола приносилась добровольно, но наши мудрецы имели традицию, что Ола обычно приносилась, чтобы искупить грех нехороших и неприличных мыслей[10]. Так же, как мысль известна только Всевышнему, таким же образом этот Корбан полностью сжигался. Были также типы обязательных Ола, приносимых в праздники, и они описаны в главе Мишпатим. Было также Ола общины, которую приносили два раза в день, и дополнительно в Шаббат, праздники и в других случаях (большинство из них описаны в главе Пинхас).
Шламим было «мирным приношением». Оно приносилось добровольно, и большинство из мяса съедали владельцы, их семьи и друзья, и те, кто был приглашен. Приношение Шламим давало возможность собраться с семьей в Святом Городе и выполнить мицву. Мясо должно было быть съедено в пределах города перед концом следующего дня. Маленькая часть животного давалась Коэнам, которые ели его с семьями.
Хатат и Ашам приносились за различные грехи. Мясо этих Корбанот ели только Коэны. Хатат приносился, когда человек случайно нарушил заповедь, если наказание за ее специальное нарушение — Карет (духовное отсечение). Например, тот, который случайно включил свет в Субботу, должен был бы принести Хатат. Ашам приносили только в случае шести типов нарушений, некоторые из которых описаны в этой главе, а другие позже.
Простая причина этих Корбанот состояла в том, чтобы «убить животную природу» в человеке[11]. В конце концов, именно наша животная природа заставляет нас делать грехи, даже случайные. Грех может включать, мысли[12], речь и действие. Грешник, таким образом, компенсирует действием, речью и мыслями. Он должен был нажать руками на голову животного, признать грех, и подумать, что он заслужил бы быть наказанным. Однако Всевышний, по Своему милосердию требует, чтобы вместо его органов и крови, внутренние органы животного были сожжены, и кровь животного прыскалась на алтаре. Коэны, которые обычно были мудрецами Торы, ели части животного и молились за грешника, чтобы он был прощен[13].
Менахот приносили, как добровольные приношения, а также, в определенных случаях, как обязательные приношения. Есть также несколько специфических грехов, для которых, если грешник был бедным, он приносил Минху, но если он был более богат, он приносил птиц или животное. Кроме того, многие из животных Корбанот также требовали, чтобы с ними принесли и Минху. Да заслужим мы вскоре встретить праведного Машиаха, и увидеть восстановление служения в Храме, вместо того, чтобы только изучать об этом!
[1] Хотя перевод «приношения» не очень точен, я использовал это из-за нехватки соответствующего слова в русском языке. Я избегаю использовать слово «жертва» по причинам, описанным ниже.
[2] Как мы упоминали в нашем комментарии предыдущим главам, законы Корбанот должны были соблюдаться точно, иначе они не достигали необходимого исправления. Любое незначительное изменение в служении в Храме, если сделано нарочно было обычно наказуемо Каретом, или «смертью от рук Небес». Если изменение случалось по ошибке, то часто требовалось, приносить Корбан Хатат, см. ниже.
[3] Дети начинают изучать Тору с книги Вайикра, потому что они чисты, также как Корбанот чисты (Мидраш Танхума, Цав).
[4] Действительно, если бы мы сегодня попробовали написать о жизни соблюдающего еврея, то мы постоянно должны были бы упоминать фразы типа: «Он пошел в синагогу, чтобы поймать Шахарит …, он прерывал работу и нашел миньян для Минхи …, он вспомнил, что еще не помолился Маарив, и поехал в Боро Парк, чтобы поймать последний миньян». Таким же образом, в описании жизни еврея три тысячи лет назад, мы бы упоминали его приношение Корбанот в многочисленных случаях. Кроме этого, Корбанот требовали ритуальной чистоты, и мы должны были упомянуть, его постоянное окунание к Микве: «… он помнил, что в тот день он случайно дотронулся до мертвой мышки. Поэтому, на пути к Баме, чтобы принести Корбан Тода, он зашел в микву …»
[5] См. Рамбам, Маасе Акорбанот 3:15.
[6] Ралбаг, Берешит 6:9; см. также Кузари 2:14; Рамбан , Бемидбар 23:1.
[7] См. Талмуд, Брахот 10а.
[8] Евреи в изгнании, когда Храм не стоит, сравниваются с высохшими мертвыми костями.
[9] Талмуд, Таанит 27б.
[10] Вайикра Раба 7:3.
[11] См. Аризаль, Тааме Амицвот, Вайикра.
[12] Грех, совершенный из-за обстоятельств, вне контроля человека, не требовал никакого Корбана. Например, человек, который прислонился к стене в Субботу, а там был выключатель света, и свет включился, не приносил никакого Корбана.
[13] См. Рамбан, Вайикра 1:9, см. там также мистическое объяснение Корбанот.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»