Темы: Цель творения, Недельная глава, Бо, Рав Бенцион Зильбер
«И сказал Г-сподь Моше: войди к фараону», чтобы предостеречь его, что наказания Свыше ужесточатся, если он не выполнит требования отпустить еврейский народ.
Фараон продолжает упорствовать. Глава рассказывает о трех последних карах, постигших Египет: нашествии саранчи, тьме, казни первенцев.
Всевышний предписывает евреям приносить пасхальную жертву и праздновать Песах во всех поколениях.
Евреи выходят из Египта.
ВОКРУГ ЧЕГО КРУТИТСЯ МИР?
Талмуд приводит рассказ раби Ханины бар-Попе о грядущих временах, когда мир предстанет перед судом Всевышнего. Выйдет Всевышний к народам со свитком Торы в руках и скажет: «Кто занимался ею, пусть придет и получит плату». Подойдут народы Рима и заявят: «Мы строили рынки и бани, мы собрали много золота и серебра, и все для того, чтобы евреи могли заниматься Торой». «Глупцы, — ответит им Всевышний, — все, что вы сделали, вы делали ради себя».
Подойдут, скажем, персы и скажут: мы построили массу мостов, мы создали огромную империю из множества провинций, мы вели много победоносных войн, и все это ради евреев — пусть занимаются Торой.
Что-то подобное заявят и другие народы. И всем им Всевышний ответит: «Глупцы, вы делали это ради самих себя».
Непонятная история. Речь идет о временах, когда весь мир исполнится знанием Б‑га, народы держат ответ перед Б‑гом и сознают это, как же они решаются на такую грубую ложь? Ведь они знают, что Б‑гу известна вся правда! И что еще интереснее — Б‑г не говорит им: «Обманщики!», Он говорит: «Глупцы!»
Брискер ров (рав Ицхак-Зеев Соловейчик) объясняет это так: все, что создано в этом мире, и все, что происходит в этом мире, имеет главной целью изучение евреями Торы. Так что, в сущности, утверждения этих народов — не ложь. Другое дело, что, совершая свои действия, они об этом не думали, в их намерения это не входило, так что и награды никакой им не полагается. Вот это-то Всевышний им и говорит.
В «Предисловии к комментарию к Мишне» Рамбам пишет, что всякая вещь в этом мире для чего-то предназначена. Если кто-то пашет землю, то это, скажем, для того, чтобы кто-то учил Тору. А для чего нужен «бездеятельный» богач, которому не надо работать для пропитания? Ну, а он, например, велит своим рабам построить дворец или насадить большой виноградник, а потом в стенах дворца праведник найдет убежище от смерти, на основе вина из выращенных в винограднике ягод изготовят лекарство для достойного человека, которого укусила змея…
А в наши времена Брискер ров говорил, что железная дорога Петербург-Берлин существует для того, чтобы ешиботник мог приехать в Воложин в ешиву, а существование Транссибирской магистрали оправдано спасением бней-Тора (в частности, ешивы «Мир», добравшейся по ней до Японии) в начале Второй мировой войны, иначе не понять, зачем вложили столько сил в дорогу, которая используется отнюдь не в соответствии с этими усилиями.
Мы не в состоянии расшифровать всю подоплеку существующего и совершающегося в мире. Подлинные расчеты и цели, стоящие за действиями, поступками и событиями, их сочетаниями и комбинациями, станут нам известны только в будущем мире.
Тора начинается словами «Бе-решит бара Элоким»(1:1). Обычно их переводят как «В начале Б‑г сотворил…». Стих этот, замечает Раши, требует истолкования: если имеется в виду «в начале», то почему не сказано «бе-ришона», «сначала»? И потом — «бе» можно понимать как «для» или «ради» чего-то. Объясняют мудрецы: «бе-решит» — ради Торы, названной «решит», началом Его пути, и ради Израиля, названного «решит», начатком Его плодов, Б-г сотворил мир.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»