Темы: Дождь, Недельная глава, Земля Израиля, Экев, Рав Бенцион Зильбер, Связь с Творцом
Моше продолжает свою речь перед народом.
Моше говорит о том, что в стране, куда Всевышний ведет избранный Им народ, евреев ждет новая жизнь. И эта жизнь в Святой Земле многого от них потребует.
Нигде евреи не могут достигнуть такой близости к Б-гу, как в Эрец-Исраэль, и нигде Б-г не спрашивает с них так строго, как в Земле Обетованной.
ПРЯМАЯ СВЯЗЬ И ПРЯМАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Я живу в Израиле без малого тридцать пять лет. И за это время я не раз спрашивал себя: почему жизнь в Эрец-Исраэль так неустойчива в смысле безопасности? Почему она так непохожа на жизнь в других небольших странах? Ну хотя бы в Бельгии, про Швейцарию уж не говорю? Почему все мы ощущаем, что как бы подвешены в воздухе, висим на волоске? То с одной стороны нападение, то с другой стороны угроза, то над нами нависает война, то звучат взрывы безо всякой войны. Каждый раз мы выживаем, беда проходит. А потом опять напасти… В чем смысл этого? Да, мы существуем и страна существует, но почему так нестабильно?
В нашей сегодняшней главе о стране Израиля сказано: «Ибо земля, на которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею, не как земля Египта она, откуда вы вышли, где, посеяв твои семена, ты поливал твоими ногами, как сад овощной. А земля, куда вы переходите, чтобы овладеть ею, земля гор и долин, от небесного дождя пьет она воду» (Дварим, 11:10-11).
Другими словами — в Египте человеку, чтобы возделать свой огород ( «сад овощной», для которого дождей мало), надо основательно потрудиться, доставляя воду для полива из Нила ( «поливал твоими ногами»),а в Израиле все растет от дождя. «Не как земля Египта она» , объясняет Раши, «но лучше нее». А мидраш Сифре добавляет: «… ты спишь на ложе твоем, а Святой, благословен Он, насыщает водой и низину, и возвышенность…»
Рамбан (рав Моше бен-Нахман, 13 в. н.э.) же говорит, что эти слова — не только и не столько восхваление Эрец-Исраэль и обещание особых благ, сколько предупреждение. Недаром вслед за ними идет отрывок, который мы ежедневно читаем в «Шма»: «И будет, если будете внимать Моим заповедям, которые Я заповедую вам сегодня, чтобы любить Г‑спода, Б‑га вашего, и служить Ему всем вашим сердцем и всей вашей душой, то Я дам дождь вашей земле в пору его, ранний и поздний, и ты соберешь твой хлеб, и твое вино, и твой елей, и дам Я траву в твоем поле для твоего скота, и будешь есть и насытишься» (11:13-15).
Эрец-Исраэль, говорит Рамбан, отличается от Египта в том смысле, что в Египте человек в общем-то чувствует себя хозяином положения, благополучие которого зависит от труда его рук. А в Эрец-Исраэль человек зависит от дождя, а дождь зависит от Всевышнего, а отношение Всевышнего к народу зависит от того, не сошел ли народ с указанного ему пути, остается ли народ «царством священников, народом святым». Конечно, Всевышний, если сочтет нужным, может устроить засуху и в Египте, говорит Рамбан, но есть разница между мироощущением человека здорового, которому только и нужно, чтобы все шло своим чередом, и больного, которому нужна особая милость Провидения, чтобы выздороветь, между мироощущением человека богатого, который не хотел бы перемен к худшему, и бедного, которому без помощи не обойтись.
Все люди зависят от воли Всевышнего, но зависимость евреев в Эрец-Исраэль — это иная форма зависимости. Именно для того, чтобы мы ощущали непосредственную связь с Ним, Всевышний ввел нас в страну, где мы напрямую зависим от Него, а значит — прямо связаны с Ним, и постоянно это чувствуем (если хотим чувствовать).
Благополучная жизнь легко приводит человека к гордости и самомнению, когда он готов сказать Творцу: Ты мне не указ! Поэтому, еще прежде чем сказать все, о чем мы говорили выше, глава предупреждает: когда ты достигнешь полного благополучия на этой щедрой и плодородной земле, может случиться так, что «высокомерным станет твое сердце, и ты забудешь Г‑спода, твоего Б‑га, который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства… и ты скажешь в сердце твоем: сила моя и мощь моей руки доставили мне все это богатство. И помни Г-спода, твоего Б-га, ибо Он дает тебе силу составить богатство, чтобы исполнить Свой завет, о чем Он клялся твоим отцам» (8:14, 17-18).
Человек зависит от Всевышнего в большом и в малом и должен это осознавать. Для того, чтобы облегчить нам это осознание, чтобы мы чувствовали силу Его руки, со всей ясностью видели необходимость поступать, жить в соответствии с Его требованиями, Всевышний и поместил нас на эту особую землю.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?