Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5769 год.

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

На иврите название шестнадцатой главы звучит как «михтам». Раши предлагает два объяснения этого слова. По его мнению, «михтам» — название некоего музыкального инструмента или какого-то вида музыки. Другое понимание этого слова — «корона», «венец». Корона, которую, не снимая, носил Давид — это неизменная обращенность к Б-гу всех его просьб, желаний и мыслей.

Ибн-Эзра и Мецудат Давид говорят, что слово «кетем» (оно же — корень слова «михтам») означает на иврите кусок высокопробного золота и что слова этого псалма Давид считает лучшим своим украшением, как золото (или как корона — по Раши).

Действительно, шестнадцатая глава «Теилим» — одна из самых радостных и светлых, «сияющих» глав книги. Давид высказывает в ней все самое для него сокровенное. Он говорит и о себе, и обо всем еврейском народе, от своего имени и от имени всего народа. Он счастлив долей, которую избрал, — служить Всевышнему, счастлив тем, что знать не знает идолопоклонства и служит лишь Единому Творцу. Давид радуется тому, что благосклонность Всевышнего обеспечена нам заслугами наших предков и, даже если наши собственные заслуги недостаточны, Он никогда нас не оставит, а мы во всем полагаемся на Него.

1 Золотая песня Давида. Храни меня, Б-г, ибо надеюсь на Тебя.

2 Сказала [душа моя] Г-споду: «Ты — Господин, Ты благодетельствуешь мне, [хотя] нет на Тебе [обязательств]».

3 Ради святых, что [покоятся] в земле, и сильных [духом], — ради них [удовлетворяются] все мои нужды.

4 Умножатся скорби тех, кто спешит к иным [божествам], но я не принесу им возлияний крови, не произнесу их имен своими устами.

 

5 Г-сподь — моя доля и моя чаша, Ты побудил меня [выбрать] мой удел.

6 Удел выпал мне прекрасный, участь моя отрадна мне.

 

7 Благословлю Г-спода, наставлявшего меня, даже по ночам нутро мое напоминает мне [о Б-гобоязненности].

8 Всегда представляю себе, что Г-сподь предо мной. Он рядом, и я не поколеблюсь.

9 Поэтому радуется мое сердце, и веселится моя душа, и тело мое безмятежно.

10 Потому что Ты не оставишь мою душу в преисподней, не дашь послушному Тебе умереть [преждевременно].

11 Укажи мне путь жизни, чтобы насытиться радостью пред Твоим лицом. По правую руку от Тебя радость вечна.

Слова второго стиха «Ты благодетельствуешь мне, [хотя] нет на Тебе [обязательств]» разъясняются третьим стихом: «Ради святых, что [покоятся] в земле, и сильных [духом], — ради них [удовлетворяются] все мои нужды».Другими словами, Давид говорит Всевышнему: в том, что Ты, Г-сподь, даришь мне благо, нет моей заслуги. Ты ничем мне не обязан. Я сознаю, что все это делается ради высоких заслуг моих предков, и я радуюсь своей связи с предками и устремлен к ним душой (слова третьего стиха, которые переведены здесь как «ради них [удовлетворяются] все мои нужды»можно понимать (опустите слово в квадратных скобках) и как «к ним — все мои устремления») .

Так же, как третий стих объясняет нам, что имеет в виду второй, четвертый стих ( «…кто спешит к иным [божествам], но… не произнесу их имен своими устами») расширяет для нас содержание третьегостиха. Говоря в третьем стихе о « сильных [духом]»и о том, что он «устремлен к ним», Давид имеет в виду — как к образцу праведной жизни. Давид хотел бы быть таким, как они, а не как представители других народов, которые полагаются не на Б-га, а на своих идолов. Идолопоклонники меняют своих богов, бросают их и спешат к другим (« кто спешит к иным [божествам]»: спешат к иным божествам, а не к Б‑гу; спешат от одних идолов к другим). Но Давид не станет участвовать в их приношениях кровью и никогда даже не упомянет имена их идолов ( «не произнесу их имен своими устами»). Еврейский закон предписывает: «Имени других богов не упоминайте» (Шмот, 23:13). Тора велит нам избегать разговоров о разных богах, которым поклонялись или поклоняются другие народы. Мы твердо знаем, что все, что у нас есть, исходит от Б-га. (Надо заметить, что имена божеств, упоминаемые в Танахе, называть разрешается.)

Еврейскому народу был предложен выбор между служением Всевышнему и следованием личным побуждениям. Прощаясь с народом перед смертью, наш учитель Моше-рабейну, под руководством которого евреи вышли из Египта, сказал им от лица Всевышнего: «Я предложил тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло, заповедуя тебе сегодня любить Г-спода, Б-га твоего, ходить Его путями и соблюдать Его заповеди, и Его уставы, и Его законы… и благословит тебя Г-сподь… Если же отвратится твое сердце… и будешь поклоняться иным богам… то я возвещаю вам сегодня, что… погибнете… жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь…» (Дварим, 30:15—20).

Еврейский народ свободен выбирать. Но Всевышний все же советует: выбери жизнь! И евреи выбирают своим уделом жизнь — служение Всевышнему.

Такое объяснение дает Раши словам пятого стиха: «Ты побудил меня [выбрать] мой удел». Другими словами, мы выбрали ту, а не иную долю по Твоей, Всевышний, подсказке, и бесконечно благодарны Тебе за это. Нет доли лучше и счастливей: «Удел выпал мне прекрасный, участь моя отрадна мне» (стих шестой).

По мнению комментаторов, до седьмого стиха Давид говорит обо всем еврейском народе и от имени всего народа. Начиная с седьмого стиха, тема становится более личной.

О правильном выборе, о том, как он чувствует, что Всевышний наставляет его и учит, ведет по верному пути, Давид говорит в седьмом стихе. Не только днем, но и по ночам слышит Давид эти наставления: « даже по ночам нутро мое напоминает мне [о Б-гобоязненности]»(стих седьмой).

Буквально в стихе сказано не «нутро», а «почки». Обычно, если мы хотим прибегнуть к метафоре, из всех частей тела мы выбираем для этой цели сердце: оно у нас и знает, и предугадывает, и говорит, и подсказывает, и предсказывает, на него ложится тяжесть, его заливает радость и т.д. В Талмуде же такие вещи говорятся о многих наших внутренних органах: почки советуют, печень гневается, сердце понимает, селезенка смеется, желудок спит и т.д. Так воспринимает нашу физическую структуру и ее связь с нашей эмоциональной и духовной жизнью и внешним миром и Давид, поэтому в книге «Теилим» и все тело в целом, и его органы в отдельности (сердце, почки, печень) имеют свою символику.

Свод еврейских законов под названием «Шулхан арух» в самом начале помещает цитату из шестнадцатой главы «Теилим», а именно — слова из восьмого стиха главы: «Всегда представляю себе, что Г-сподь предо мной». Почему? Как связаны эти слова с соблюдением закона? Дело в том, что в разных ситуациях человек ведет себя по-разному. Он не один и тот же во дворце, на глазах у царя, и у себя дома. Известна такая история. Однажды, когда Виленский гаон ехал на извозчике, извозчик заприметил что-то, соскочил с повозки, схватил эту вещь и поехал было дальше. Виленский гаон вскрикнул: «Смотрят! Смотрят!» Извозчик в испуге выкинул украденное и спрашивает: «Кто смотрит?» «Б-г», — ответил Гаон ми-Вильно.

Если человек всегда помнит, что он стоит перед лицом Всевышнего, это помогает ему вести себя достойно, удерживаться от дурных поступков. С одной стороны. С другой стороны, это приносит ему радость и уверенность в близости Всевышнего: «Он рядом, и я не поколеблюсь».Тот, кто надеется на Б-га и представляет Его перед собой, всегда будет испытывать радость.

В одиннадцатом стихе, завершающем главу, Давид просит Всевышнего: «Укажи мне путь жизни, чтобы насытиться радостью пред Твоим лицом».О чем просит Давид? О благополучии? О жизни, полной удовольствий? Очевидно, что нет. Это подсказывает нам и содержание двух предыдущих стихов, где речь идет о пребывании души в будущем мире, и слово «насытиться» в самом стихе. На этом свете, говорит Мальбим, человек не насыщается радостью. В этом мире радость или не полна, или преходяща, проходит радость, приходит горечь. Давид просит Всевышнего указать ему такой путь жизни, чтобы душа его могла испытать полную и неисчерпаемую радость, а значит — удостоилась Ган-Эдена (рая) в мире грядущем, потому что только там это возможно. И только там радость может быть вечной: «По правую руку от Тебя радость вечна»(рядом с Тобой, на почетном месте — «по правую руку»). Давид хочет прожить праведную жизнь и просит в этом помощи Б-га.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше