Темы: Испытания, Рав Ицхак Зильбер, Танах, Царь Давид, Теилим, Рав Бенцион Зильбер, Хизкияу
Под редакцией рава Бенциона Зильбера
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.
Мы уже говорили о том, что многие беды Давида в период между его помазанием на царство и фактическим восшествием на престол были обусловлены отношением царя Шауля к Давиду. После победы Давида над Голиатом царь Шауль оставил юного пастуха у себя во дворце. Шауль не знал, а Давид никак не показывал, что пророк Шмуэль по приказу Всевышнего уже помазал его на царство. Давид понимал, что его время царствовать еще не пришло, относился к Шаулю как самый верный подданный и выполнял все его распоряжения. Проблема возникла оттого, что он выполнял их очень уж успешно. Шауль поставил Давида военачальником, и Давид одерживал над врагом одну победу за другой. Когда войска во главе с Шаулем возвращались домой после победы над Голиатом и последующего разгрома плиштим, «из всех городов Израиля выходили женщины навстречу царю Шаулю… и пели… и говорили: поразил Шауль тысячи свои, а Давид — десятки тысяч свои» (Шмуэль I, 18:6-7). Эти слова, ставшие широко известным выражением, глубоко уязвили Шауля: недостает теперь Давиду только царства! Шауль стал бояться растущей популярности Давида и наконец решил убить его.
Сын Шауля Ионатан, верный друг Давида, сообщил ему об опасности, и Давид бежал (дружба Давида и Ионатана — один из самых известных в истории образцов безупречной дружбы).
К этому моменту относится эпизод, о котором мы говорили в связи с седьмой главой «Теилим». Напоминаем: Давид пришел в Нов, и священнослужитель Ахимелех дал ему с собой в дорогу хлеба и хранившийся в городе меч убитого Давидом Голиата. Это видел Доэг Эдомеянин, приближенный царя Шауля. Давид бежал дальше, а Доэг сообщил о «проступке» жителей Нова Шаулю. Священнослужители были казнены.
Давид бежал и возвращался и в конце концов на год с лишним поселился с семьей и сторонниками в Гате на земле плиштим.
1 Для дирижера, [песнопение] Давида. На Г-спода полагаюсь, как же вы говорите моей душе, [чтобы я] скитался по горам, как птица?
2 Ибо вот, злодеи натягивают лук, кладут свою стрелу на тетиву, чтобы во тьме стрелять в прямодушных.
3 Когда основы разрушены, что может сделать праведник?
4 Г-сподь — в Своем святом дворце, Г-сподь — Его престол на небесах. Его глаза видят, [опущенные] веки проверяют сынов человеческих.
5 Г-сподь испытывает праведного, злодея же и насильника ненавидит Его душа.
6Дождем прольет на злодеев угли, огонь и серу, палящий ветер — их участь.
7 Ибо справедлив Г-сподь и любит праведность, [тех, кто] прямо смотрит Ему в лицо.
Объясняя выражение «скитался по горам, как птица»из первого стиха, Раши ссылается на «Мишлей» («Притчи Шломо»), где человек, покинувший родные места, сравнивается с птицей, улетевшей из гнезда. То, что это именно родные места, т.е. Эрец-Исраэль, Раши подтверждает ссылкой на слова Давида, приведенные в книге пророка Шмуэля: «сыны человеческие… прокляты они перед Г-сподом, ибо они изгнали меня ныне от приобщения к уделу Г‑спода» (Шмуэль I, 26:19).
Шаулю донесли о появлении Давида в Нове. В связи с этим доносом Давид говорит во втором стихе о злоязычии — лашон а-ра: «злодеи натягивают лук, кладут свою стрелу на тетиву, чтобы во тьме стрелять в прямодушных». Раши объясняет, что лук и стрелы означают здесь враждебные речи, а слова «во тьме» значат «тайком». Подразумевается здесь и прямое намерение убить Давида и священнослужителей.
В связи с этим стихом Раши приводит и мидраш. Толкуя содержание одиннадцатой главы как пророческое, мидраш относит его к временам царя Хизкияу, а упоминание о стрелах — к действиям министра финансов по имени Шевна при дворе Хизкияу.
Праведник Хизкияу сделал так, что серьезным изучением Торы занимались все его подданные во всех городах страны: и дети, и взрослые. В дни его правления трудно было найти еврея, не знающего Тору. И вдруг на страну, достигшую таких духовных высот, напал ассирийский царь Санхерив. Он захватил все города Иудеи и осадил Иерусалим. Санхерив отправил в Иерусалим своего посланца (говорят, это был еврей, отрекшийся от веры) с предложением сдаться.
Посланец убеждал евреев, что надеяться им не на кого. Неужто они и впрямь надеются на Б-га? Но вот не спас же Б-г другие народы, да и другие еврейские города в Эрец-Исраэль. Санхерив уже захватил многие страны. Если они добровольно отдадут Иерусалим, Санхерив переселит их на земли не хуже здешних. А если они действительно верят, что все от Б-га, то пусть знают: это Б-г велел Санхериву напасть на Иудею, а значит — Б-г пожелал, чтобы они оказались под властью Санхерива.
Царь отказался принять предложение о капитуляции и приказал так же поступить подданным. Но среди евреев нашлись предатели. Один из них, министр финансов Шевна, собрал единомышленников и вступил в тайную переписку с Санхеривом. Он посылал ему стрелы с записками, где писал, что люди согласны на все условия Санхерива, а против один только Хизкияу.
Санхерив готовился начать наступление в первый день Песах, но неожиданно снял осаду и вернулся в Ассирию. Во второй Книге царей говорится: «И было в ту ночь (ночь первого дня Песах): вышел ангел Г‑спода и поразил в ассирийском стане сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот, все они — мертвые тела» (Млахим II, 19:35).
Этот мидраш связан с главной темой псалма об испытаниях, которым Б-г подвергает тех, кого любит, — праведников. Однако Раши считает, что связать его можно только с этим стихом, а вся глава, ее, так сказать, сюжет, последовательность стихов в ней развертывают перед нами события из жизни Давида.
Действительно, третий стих ( «Когда основы разрушены, что может сделать праведник?») Раши объясняет как продолжение разговора об убийстве священнослужителей Нова во втором стихе. Праведники — это основа мира, и праведники убиты. Давид оправдывается: «что может сделать праведник?» Здесь под праведником он подразумевает уже себя: он не виноват в их гибели, а получилось так, что все вышло из-за него. Но он не понесет грех за это, а грех ляжет на того, кто действительно виновен. Потому что «Г-сподь — в Своем святом дворце, Г-сподь — Его престол на небесах. Его глаза видят, [опущенные] веки проверяют сынов человеческих»(стих четвертый).
Всевышний правит небесами так же, как и землей ( «Его престол на небесах»), и видит все. Иногда нам кажется, что Он не смотрит на происходящее, но это только кажется. Просто Он не показывает, что видит, — опускает веки. Как мы уже не раз говорили, иногда управление миром свыше проявляется открыто, иногда оно действует скрыто. Почему? Потому что так «Г-сподь испытывает праведного»(стих пятый), проверяет, каковы мотивы его поступков: поступает ли человек по заповеданным правилам награды ради или из любви к Б-гу и истине. Если бы Всевышний мгновенно откликался на каждый наш поступок явной для нас наградой или наказанием, нами руководило бы только сознание нашей собственной пользы и мы были бы лишены свободы выбора. Но, как мы сказали выше, испытаниям Б-г подвергает только тех, кого любит, — своих праведников.
Почему Давид заговорил здесь об испытаниях? Видя, что Давиду все время приходится прятаться и убегать, его враги говорили, что так Б-г наказывает его за то, что он нехороший человек. Нет, возражает здесь Давид, это вовсе не значит, что Б-г меня оставил. Некоторые так судят о человеке, раз с ним стряслась беда. На самом же деле Б-г подвергает праведника большим испытаниям, чем человека среднего уровня. Прядильщик льна не станет тянуть нить сильнее, чем она может выдержать. А трепальщик льна, говорит Талмуд, тем сильнее треплет лен, чем он лучше качеством, и чем сильнее лен треплют, тем мягче и лучше он становится. «Злодея же и насильника ненавидит Его душа», — продолжает пятый стих. И Б-г не посылает им испытаний.
Заканчивает Давид главу той же мыслью, но немного в другом ракурсе: «Г‑сподь… любит праведность, [тех, кто] прямо смотрит Ему в лицо»(стих седьмой). Кого Всевышний признает праведным? Того, кто служит Ему не ради выгоды (это значило бы смотреть «криво», проявлять криводушие), а из верности (здесь — смотреть «прямо», быть прямодушным).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Жена Михаль упрекнула веселящегося Давида. Однако мудрый царь не прекратил радоваться воле Творца.
Рав Гавриэль Фельдман
Согласно еврейской традиции Акра — это древняя «крепость Цион», захваченная Давидом у йевусеев при завоевании Йерушалаима и ставшая местом его резиденции
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Журнал «Мир Торы»
Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.
Журнал «Мишпаха»
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли