Темы: Испытания, Рав Ицхак Зильбер, Танах, Царь Давид, Теилим, Рав Бенцион Зильбер, Хизкияу
Под редакцией рава Бенциона Зильбера
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.
Мы уже говорили о том, что многие беды Давида в период между его помазанием на царство и фактическим восшествием на престол были обусловлены отношением царя Шауля к Давиду. После победы Давида над Голиатом царь Шауль оставил юного пастуха у себя во дворце. Шауль не знал, а Давид никак не показывал, что пророк Шмуэль по приказу Всевышнего уже помазал его на царство. Давид понимал, что его время царствовать еще не пришло, относился к Шаулю как самый верный подданный и выполнял все его распоряжения. Проблема возникла оттого, что он выполнял их очень уж успешно. Шауль поставил Давида военачальником, и Давид одерживал над врагом одну победу за другой. Когда войска во главе с Шаулем возвращались домой после победы над Голиатом и последующего разгрома плиштим, «из всех городов Израиля выходили женщины навстречу царю Шаулю… и пели… и говорили: поразил Шауль тысячи свои, а Давид — десятки тысяч свои» (Шмуэль I, 18:6-7). Эти слова, ставшие широко известным выражением, глубоко уязвили Шауля: недостает теперь Давиду только царства! Шауль стал бояться растущей популярности Давида и наконец решил убить его.
Сын Шауля Ионатан, верный друг Давида, сообщил ему об опасности, и Давид бежал (дружба Давида и Ионатана — один из самых известных в истории образцов безупречной дружбы).
К этому моменту относится эпизод, о котором мы говорили в связи с седьмой главой «Теилим». Напоминаем: Давид пришел в Нов, и священнослужитель Ахимелех дал ему с собой в дорогу хлеба и хранившийся в городе меч убитого Давидом Голиата. Это видел Доэг Эдомеянин, приближенный царя Шауля. Давид бежал дальше, а Доэг сообщил о «проступке» жителей Нова Шаулю. Священнослужители были казнены.
Давид бежал и возвращался и в конце концов на год с лишним поселился с семьей и сторонниками в Гате на земле плиштим.
1 Для дирижера, [песнопение] Давида. На Г-спода полагаюсь, как же вы говорите моей душе, [чтобы я] скитался по горам, как птица?
2 Ибо вот, злодеи натягивают лук, кладут свою стрелу на тетиву, чтобы во тьме стрелять в прямодушных.
3 Когда основы разрушены, что может сделать праведник?
4 Г-сподь — в Своем святом дворце, Г-сподь — Его престол на небесах. Его глаза видят, [опущенные] веки проверяют сынов человеческих.
5 Г-сподь испытывает праведного, злодея же и насильника ненавидит Его душа.
6Дождем прольет на злодеев угли, огонь и серу, палящий ветер — их участь.
7 Ибо справедлив Г-сподь и любит праведность, [тех, кто] прямо смотрит Ему в лицо.
Объясняя выражение «скитался по горам, как птица»из первого стиха, Раши ссылается на «Мишлей» («Притчи Шломо»), где человек, покинувший родные места, сравнивается с птицей, улетевшей из гнезда. То, что это именно родные места, т.е. Эрец-Исраэль, Раши подтверждает ссылкой на слова Давида, приведенные в книге пророка Шмуэля: «сыны человеческие… прокляты они перед Г-сподом, ибо они изгнали меня ныне от приобщения к уделу Г‑спода» (Шмуэль I, 26:19).
Шаулю донесли о появлении Давида в Нове. В связи с этим доносом Давид говорит во втором стихе о злоязычии — лашон а-ра: «злодеи натягивают лук, кладут свою стрелу на тетиву, чтобы во тьме стрелять в прямодушных». Раши объясняет, что лук и стрелы означают здесь враждебные речи, а слова «во тьме» значат «тайком». Подразумевается здесь и прямое намерение убить Давида и священнослужителей.
В связи с этим стихом Раши приводит и мидраш. Толкуя содержание одиннадцатой главы как пророческое, мидраш относит его к временам царя Хизкияу, а упоминание о стрелах — к действиям министра финансов по имени Шевна при дворе Хизкияу.
Праведник Хизкияу сделал так, что серьезным изучением Торы занимались все его подданные во всех городах страны: и дети, и взрослые. В дни его правления трудно было найти еврея, не знающего Тору. И вдруг на страну, достигшую таких духовных высот, напал ассирийский царь Санхерив. Он захватил все города Иудеи и осадил Иерусалим. Санхерив отправил в Иерусалим своего посланца (говорят, это был еврей, отрекшийся от веры) с предложением сдаться.
Посланец убеждал евреев, что надеяться им не на кого. Неужто они и впрямь надеются на Б-га? Но вот не спас же Б-г другие народы, да и другие еврейские города в Эрец-Исраэль. Санхерив уже захватил многие страны. Если они добровольно отдадут Иерусалим, Санхерив переселит их на земли не хуже здешних. А если они действительно верят, что все от Б-га, то пусть знают: это Б-г велел Санхериву напасть на Иудею, а значит — Б-г пожелал, чтобы они оказались под властью Санхерива.
Царь отказался принять предложение о капитуляции и приказал так же поступить подданным. Но среди евреев нашлись предатели. Один из них, министр финансов Шевна, собрал единомышленников и вступил в тайную переписку с Санхеривом. Он посылал ему стрелы с записками, где писал, что люди согласны на все условия Санхерива, а против один только Хизкияу.
Санхерив готовился начать наступление в первый день Песах, но неожиданно снял осаду и вернулся в Ассирию. Во второй Книге царей говорится: «И было в ту ночь (ночь первого дня Песах): вышел ангел Г‑спода и поразил в ассирийском стане сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот, все они — мертвые тела» (Млахим II, 19:35).
Этот мидраш связан с главной темой псалма об испытаниях, которым Б-г подвергает тех, кого любит, — праведников. Однако Раши считает, что связать его можно только с этим стихом, а вся глава, ее, так сказать, сюжет, последовательность стихов в ней развертывают перед нами события из жизни Давида.
Действительно, третий стих ( «Когда основы разрушены, что может сделать праведник?») Раши объясняет как продолжение разговора об убийстве священнослужителей Нова во втором стихе. Праведники — это основа мира, и праведники убиты. Давид оправдывается: «что может сделать праведник?» Здесь под праведником он подразумевает уже себя: он не виноват в их гибели, а получилось так, что все вышло из-за него. Но он не понесет грех за это, а грех ляжет на того, кто действительно виновен. Потому что «Г-сподь — в Своем святом дворце, Г-сподь — Его престол на небесах. Его глаза видят, [опущенные] веки проверяют сынов человеческих»(стих четвертый).
Всевышний правит небесами так же, как и землей ( «Его престол на небесах»), и видит все. Иногда нам кажется, что Он не смотрит на происходящее, но это только кажется. Просто Он не показывает, что видит, — опускает веки. Как мы уже не раз говорили, иногда управление миром свыше проявляется открыто, иногда оно действует скрыто. Почему? Потому что так «Г-сподь испытывает праведного»(стих пятый), проверяет, каковы мотивы его поступков: поступает ли человек по заповеданным правилам награды ради или из любви к Б-гу и истине. Если бы Всевышний мгновенно откликался на каждый наш поступок явной для нас наградой или наказанием, нами руководило бы только сознание нашей собственной пользы и мы были бы лишены свободы выбора. Но, как мы сказали выше, испытаниям Б-г подвергает только тех, кого любит, — своих праведников.
Почему Давид заговорил здесь об испытаниях? Видя, что Давиду все время приходится прятаться и убегать, его враги говорили, что так Б-г наказывает его за то, что он нехороший человек. Нет, возражает здесь Давид, это вовсе не значит, что Б-г меня оставил. Некоторые так судят о человеке, раз с ним стряслась беда. На самом же деле Б-г подвергает праведника большим испытаниям, чем человека среднего уровня. Прядильщик льна не станет тянуть нить сильнее, чем она может выдержать. А трепальщик льна, говорит Талмуд, тем сильнее треплет лен, чем он лучше качеством, и чем сильнее лен треплют, тем мягче и лучше он становится. «Злодея же и насильника ненавидит Его душа», — продолжает пятый стих. И Б-г не посылает им испытаний.
Заканчивает Давид главу той же мыслью, но немного в другом ракурсе: «Г‑сподь… любит праведность, [тех, кто] прямо смотрит Ему в лицо»(стих седьмой). Кого Всевышний признает праведным? Того, кто служит Ему не ради выгоды (это значило бы смотреть «криво», проявлять криводушие), а из верности (здесь — смотреть «прямо», быть прямодушным).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.