Темы: Филистимляне, Рав Ицхак Зильбер, Танах, Давид, Теилим, Рав Бенцион Зильбер
Уважаемые читатели! Напоминаем: до сих пор в течение нескольких лет мы посвящали рассылаемые нами тексты недельным главам Торы. На прошлой неделе мы начали новую тему. Тема эта — «Теилим» (в русском переводе — Псалмы).
Почему именно «Теилим»? Что выделяет эту книгу из других святых книг Израиля, о структуре и общем содержании которых мы с вами говорили в прошлый раз? То, что «Теилим» — это книга-защитник, книга-оберег.
Еврей никогда не расстается с «Теилим». В этом смысле книгу можно бы назвать настольной, если бы не то обстоятельство, что в руках ее держат чаще, чем на столе. Ее читают в автобусе и в очереди к врачу, в роддоме, на свадьбе и у могилы близкого человека, над могилами праведников и у Стены плача, короче, — изо дня в день. Группами и в одиночку. Дети, взрослые и старики.
Всевышний внимает чтению теилим. Недаром царь Давид, автор и составитель книги «Теилим», «сладчайший из певцов Израиля», как называют его наши мудрецы, просил Б-га, чтобы чтение теилим засчитывалось Им как изучение самых трудных мест Устной Торы. Теилим — и в этом на опыте убедились сотни поколений евреев — обладают духовной силой, способной влиять на события нашей земной жизни: чтение теилим утешает в несчастье, спасает в беде, помогает одолеть болезнь, приносит удачу, выручает в трудных ситуациях.
Давид изливал перед Б‑гом душу в своих песнях, и с тех пор каждый еврей находит в них слова, которыми может выразить себя и в радости, и в горе. Евреи говорят словами теилим, выражают ими свои самые глубокие чувства, приводят их в качестве самых веских доводов.
Чтение «Теилим» — всюду вокруг нас, в каждом доме, в укладе жизни любой религиозной семьи. И дети, и внуки чувствуют себя спокойными и защищенными, когда видят маму или бабушку привычно склонившейся над книгой «Теилим».
Трудно приводить примеры явления, распространенного повсеместно. Ну вот, например, рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, вспоминает, что его мать не расставалась с книжкой «Теилим» в долгих военных очередях за хлебом. Рассказывают, что Хафец Хаим, благословенна память праведника, разглядывая «Теилим» покойной матери, всю в пятнах слез, говорил: «Сколько она просила и плакала, чтобы я стал тем, чем я стал!»
Еврей из Куйбышева, выживший в советском лагере и в конце концов оказавшийся в Тель-Авиве, говорит: «Верил я, что еще сумею рассказать, как я страдал» (Теилим, 116), а рав Ицхак надписывает на Танахе, который он ухитрился тайком получить, тоже находясь в лагере: «Если бы не Тора Твоя, мое утешение, я бы пропал в беде». Это строки из псалма 119-го.
Как известно, святые книги еврейского наследия входят как основа в каноническую литературу других религий. Занимают они важное место и в светской европейской культуре.
В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.
Начиная эти уроки, рав Ицхак цитирует высказывание автора книги «История Древнего Востока» академика Б.А. Тураева о псалмах: «Редкая книга имела в истории человечества большее значение и большее распространение. Сотни поколений всех времен и народов до сих пор видят в ней неисчерпаемый источник наслаждения, умиления и утешения, поучения» (ОГИЗ, Ленинград, 1935. С. 282).
ГЛАВА ВТОРАЯ
О начале эпохи царей в истории еврейского народа рассказывает нам пророк Шмуэль. Вторая глава «Теилим» связана с периодом, который описан пророком в главе пятой книги второй.
Первый еврейский царь Шауль погиб в бою с плиштим (филистимлянами). Известно, что по велению Всевышнего пророк Шмуэль помазал на царство пастуха Давида еще при жизни царя Шауля, хотя тогда Давид фактически еще не правил. Но после смерти Шауля на престол взошел его сын Ишбошет. Таким образом, в стране установилось двоевластие. Потом погиб Ишбошет, и Давид вторично и окончательно был помазан на царство. Когда Всевышний утвердил Давида царем над Израилем, плиштим, которые не раз вторгались на территорию страны Израиля, услышали об этом и стали «шуметь». Им было бы куда удобней, чтобы в стране царило безвластие, и они вознамерились напасть на Давида и захватить его. В псалме Давид выражает уверенность, что у них ничего не выйдет, что «Сидящий на небесах» посмеется над ними: ведь это Он сам помазал Своего царя.
Мы читаем у Шмуэля: «Когда услышали плиштим, что помазали Давида на царство в Израиле, то поднялись все плиштим искать [души] Давида. И услышал [об этом] Давид, и ушел в крепость. А плиштим пришли и расположились в долине Рефаим. И вопросил Давид Г-спода, сказав: идти ли мне против плиштим, предашь ли их в мои руки? И сказал Г-сподь Давиду: иди, ибо несомненно предам Я плиштим в твои руки. И пошел Давид… и поразил их… и сказал: разбил Г-сподь моих врагов предо мною, как лавина [преграду]» (Шмуэль II, 5:17-20). И дальше: «…опять выступили плиштим, и расположились в долине Рефаим. И вопросил Давид Г-спода… И сделал Давид, как повелел ему Г-сподь, и поразил плиштим…» (Шмуэль II, 5:22-23, 25).
Когда Давид написал этот свой псалом? Радак (аббревиатура имени «раби Давид Кимхи»), один из крупнейших комментаторов Торы (1160 — 1235 гг.), считает: псалом написан до начала военных действий.
Как в Торе, так и в теилим сказанное относится не только к прошедшим, но и к будущим событиям. На какое будущее указывает этот псалом? На времена, когда евреев возглавит Машиах — еврейский царь из династии Давида. И тогда народы захотят помешать этому, произойдет война Гога и Магога, но Всевышний так же, как в истории с Давидом, посмеется над ними и не даст осуществиться их намерениям.
1К чему шумят народы, и нации замышляют пустое?
2Поднялись цари земли, и вельможи тайно совещаются против Г-спода и против Его помазанника:
3«Разорвем их узы и сбросим с себя их путы».
4Сидящий на небесах смеется, Г-сподь насмехается над ними.
5Тогда заговорит [Он] с ними в Своем гневе, и яростью Своей ошеломит их:
6«Я поставил Моего царя над Сионом, Моей святой горой».
7Возвещу [Его] закон: Г-сподь сказал мне: «Ты — Мой сын, Я сегодня тебя родил;
8Проси у Меня, и Я отдам народы в твой удел, и во владение твое — края земли;
9Сокрушишь их железным жезлом; как глиняный горшок, разобьешь ты их».
10А теперь, цари, образумьтесь, примите назидание, земные правители!
11Служите Б-гу в страхе, и будете радоваться, когда [злодеи] будут дрожать.
12Набирайтесь чистоты, чтобы не рассердился [Он], чтобы не потерять путь, когда разгорится Его гнев.
Счастлив тот, кто полагается на Него.
Тора говорит, что с момента, когда Всевышний помазал на царство Давида, и до конца времен еврейский царский престол будет принадлежать дому Давида. Несмотря на это, народы противятся царствованию Давида теперь и, как он предвидит, станут противиться в будущем. Вот Давид и спрашивает: «К чему?», ведь все это — напрасные усилия, «пустое».Всевышний (Давид говорит как бы от лица Всевышнего, рисуя Его отношение к происходящему) «смеется… насмехается над ними»: Ему смешны эти потуги. Причем Давид называет здесь Всевышнего «Г-сподь», Именем, смысл которого — господин, хозяин мира.
«Я поставил Моего царя над Сионом, Моей святой горой».Теперь Давид уже как бы прямо передает речь Всевышнего, пользуется прямой речью. Всевышний заявляет: Я поставил царя (причем имеется в виду не только царь Давид, но и его потомки, т.е. «Мой царь» следует понимать как династию), так не вам этому помешать.
И Давид «возвещает закон», т.е. сообщает обращенные к нему слова Всевышнего, которые должно принять как закон. Закон этот — «Ты — Мой сын, Я сегодня тебя родил».Став «сегодня» царем, Давид «сегодня» как бы заново родился. И «родил» его, т.е. сделал Своим сыном, что здесь, в этом тексте, значит — царем, Всевышний. В «Диврей а‑ямим» («Хрониках») I, 11:3, сказано: «и помазали Давида на царство в Израиле, по слову Г-спода через Шмуэля». Всевышний называет сыном и Шломо, сына Давида, когда объявляет, что Шломо наследует трон. Там же (28:6) Всевышний говорит Давиду о Шломо: «Я избрал его Себе сыном, и Я буду отцом ему». Такие же слова мы читаем во второй книге пророка Шмуэля. Через пророка Натана Всевышний передает Давиду сообщение о его сыне Шломо: «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном» (Шмуэль II, 7:14). Эти слова говорят не только о любви и близости в отношениях между Всевышним и еврейским царем, но и о неизменности этих отношений: ведь и оступившийся сын не перестает быть для отца сыном. Пророк Натан пересказывает слова Всевышнего дальше (там же, 7:14-15): «…и если он согрешит, то Я накажу его… Но милостью Моей не оставлю его…», другими словами: «накажу, но никогда не лишу царской власти». Перерыв в царствовании дома Давида произойдет, но власть к нему вернется.
Выражение «Проси у Меня» означает, разумеется, молитву.
Слова «Служите Б-гу в страхе, и будете радоваться, когда [злодеи] будут дрожать»очень многозначны. Их можно перевести так, как они переведены здесь, и понимать следующим образом: служите Б-гу в страхе, т.е. в трепете, в Б-гобоязненности, и вам нечего будет бояться, когда в мир придет наказание. А можно перевести так: служите в страхе и радуйтесь в трепете, а это значит — радуйтесь трепету как близости к Б-гу. А можно, как говорит Раши, сопоставляя второй псалом с 68-м, так: трепещите и радуйтесь одновременно.
«…чтобы не потерять путь, когда разгорится Его гнев».Каков смысл этих слов? Надо жить честно, чтобы не разгневать Б-га, потому что, когда Он рассердится, виноватый не успеет скрыться, убежать с дороги, по которой он идет. «Не потерять путь» значит еще и не пропасть, не погибнуть на этом (дурном) пути. Те, кто идет по дурному пути, погибнут. Эти слова явно перекликаются со стихом, завершающим главу первую: « путь злодеев падет».
Есть и еще один момент, сближающий первую и вторую главы. Первый стих первой главы начинается словом «ашрей» («счастлив»), а во второй главе словом «ашрей» начинается последний стих. Талмуд говорит: чем начал, тем и кончил — это признак любимых псалмов Давида. При этом Талмуд считает, что слово «ашрей», обрамляющее первую и вторую главы, позволяет рассматривать их как единую главу и что восемнадцать стихов этих двух глав представляют собой одно целое, как восемнадцать благословений молитвы «Амида».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
У меня есть мечта!
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Йосеф, хотя всё время, пока был в тюрьме, надеялся только на Творца. Поэтому первая часть Мидраша говорит, что он полагался на Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Микец» («По прошествии») начинается с рассказа о том, как Йосеф истолковал царю Египта — Паро — его сны, предсказывавшие стране семь лет изобилия, а затем — семь лет голода. За это Йосеф был выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный человек, способный предотвратить беду. Кончается глава встречей Йосефа с братьями.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йосеф не открывался братьям, пока они не осознали свой грех. Легче проявить снисхождение к обидчику, чем возлюбить его.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Описывая свой сон, фараон назвал коров יפות תואר (прекрасно сложенными). Ни один мясник не обратит внимание на совершенство форм коровы, он оставит это поэтам и художникам.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Микец
Рав Бенцион Зильбер
Иосеф в тюрьме. «По прошествии двух лет» после освобождения царедворцев фараона, которым он безошибочно истолковал сны, он толкует сны фараона, предсказывающие семь лет изобилия, а затем – семь лет голода в стране. За это Иосеф выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный, кто способен принять меры, которые позволят справиться с бедой. В годы изобилия Иосеф делает запасы, а потом, когда «голод был на всей земле», в Египет отовсюду приходят люди купить зерно. В Египет приходят десять братьев Иосефа (второй сын Рахели – Биньямин – остается дома). Иосеф, не открываясь братьям, подвергает их допросу, оставляет одного из них заложником, а остальных отправляет за Биньямином. Во второй раз, когда братья приходят вместе с младшим, Иосеф обвиняет братьев в краже.