Темы: Йосеф, Провидение, Ханука, Недельная глава, Ваешев, Давид, Рав Бенцион Зильбер, Связь с Творцом, Голиаф
Через несколько дней у нас начнется праздник Ханука. Как вам, конечно, известно, он посвящен победе евреев в восстании против греко-сирийских завоевателей, которые принуждали евреев изменить своей вере. Мы празднуем Хануку 25 кислева, в день, когда, изгнав захватчиков из Иерусалима и очистив оскверненный ими Храм, евреи освятили его и после долгого перерыва зажгли в Храме огни меноры, храмового семисвечника. В этот день, по преданию, они обнаружили единственный сосуд с ритуально чистым оливковым маслом для меноры. Количество масла в таком сосуде рассчитано на один день. Для приготовления нового масла требуется восемь дней. Но найденное масло горело не один, а восемь дней, пока не появилось новое. В память об этих чудесах Хануки мы в течение восьми дней — с 25 кислева по 2 тевета — в соответствии с определенными правилами зажигаем ханукальные свечи.
Мой учитель и наставник рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника, давая урок на эту тему, начал с вопроса: как можно сравнивать значение духовного спасения всего еврейского народа (которое принесла евреям чудесная, не объяснимая с практической точки зрения победа в войне) и возможность на восемь дней ускорить выполнение заповеди зажигания храмового светильника (которую дало чудо с маслом)? Тем более, что, в сущности, это не сама возможность выполнить заповедь — по многим мнениям, ее можно было выполнить и без этого: или использовать ритуально нечистое масло, что допустимо, или, скажем, экономя масло, поставить очень маленькие фитили… Это — возможность выполнить заповедь красиво. Разве это сравнимые по масштабу вещи? Мы, однако, зажигаем свечи в память и о том, и о другом, и, пожалуй, даже с акцентом на масло. Почему?
Представим себе простую житейскую ситуацию. Отец приносит из магазина хлеб, молоко, масло и кормит сына. Как сын это воспринимает? Как естественную вещь. Если он еще совсем ребенок, то он ей и значения не придает. Но вот отец приносит и вручает сыну конфету. Что сын чувствует? Что его очень любят.
Так и здесь, говорил рав Шмулевич. Возможность выполнить заповедь безупречно, во всей полноте, которую в форме чуда дал нам Всевышний, –это проявление любви Всевышнего к нам, Его «улыбка с Небес».
Рав Шмулевич в своей беседе приводил еще один пример такой Б‑жественной «ласки», любовной внимательности Б-га, в эпизоде схватки Давида и филистимлянина Гольята (Голиафа). Как вы, наверно, знаете, юный Давид поразил опытного могучего филистимского воина камнем из пращи. Камень попал Гольяту в лоб, и он упал на землю. Но не навзничь, как можно было ожидать, а ничком. Почему? Гольят был ростом в шесть локтей с пядью. Если бы он упал навзничь, Давиду пришлось бы пройти тринадцать локтей (два роста Гольята), чтобы добить его и отсечь ему голову. Всевышний сделал так, что Гольят упал головой к ногам Давида.
В жизни моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, было немало тяжелых моментов. Самым тягостным он считал даже не тюрьму, а необходимость бежать из Казани, где мы долго жили, покинуть семью, скрываться, а потом как-то забрать к себе и жену с детьми. На собрании педагогов школы, где отец работал учителем, его осудили за религиозность, постановили уволить с работы и ходатайствовать о том, чтобы его и жену лишили родительских прав и отправили детей (т.е. сестру и меня) в детдом, где дети получат «правильное, здоровое воспитание». Отец уходил с собрания в ужасе: что будет с детьми? И тут к нему подошел учитель физики Ахманов, чуваш, который сам же и писал на отца доносы, и пошел его провожать. Он просил прощения, говорил, что у него два дома в Чувашии и отец может, если хочет, поселиться в любом из них. Успокаивал отца: «Ты не падай духом. Близко время, когда десять человек из разных народов ухватятся за полу еврея и скажут: «Пойдем с вами, ибо мы слышали, что Б-г с вами» (это слова из Книги пророков). Так Б-г «улыбнулся», бросил светлый луч моему отцу.
Чем Давид заслужил такую нежность со стороны Небес? Он вышел на бой с Гольятом, потому что не мог стерпеть оскорблений и брани, которыми Гольят поносил Израиль и его Б-га. И Б-г помог Давиду победить в бою и проявил Свою любовь к нему в такой нежной «предупредительности».
Чем евреи заслужили помощь Свыше в борьбе с сирийскими завоевателями (Всевышний, как мы в дни Хануки говорим во вставке в молитву, «отдал сильных в руки слабых, и многих — в руки немногочисленных»)? Чем мы заслужили чудо с маслом?
Я слышал такие слова, сказанные от имени рава Иехезкеля Абрамского. Почему в Пурим евреи действовали «рубищем (букв.: мешковиной) и постом», т.е. раскаянием, а в Хануку — вышли с мечом? Потому что во времена Пурим нам угрожала физическая гибель, а во времена Хануки — духовная. Между нами и Всевышним существует союз. Всевышний в этом союзе обязался хранить еврейский народ, а евреи, в свою очередь, обязались хранить Тору. Вот они и предоставили Всевышнему в Пурим заботу об их физическом существовании, а в Хануку выступили с мечом на защиту Торы.
Всевышний поступает с человеком по принципу «мера за меру». Евреи не могли не видеть, что реальных шансов одержать верх над регулярными войсками Селевкидов у них нет. Но и другого выхода, кроме как выйти в бой, тоже нет. Вот они и сделали то, что считали необходимым сделать в своей преданности Б-гу. И Б-г ответил им такой же преданностью. И «нашел способ» особо проявить свою отношение к ним в чуде с маслом, дав нам возможность выполнить мицву наилучшим образом. Восемь дней горения светильника — это знак любви.
Тема эта связана не только с приближающимся праздником, но и непосредственно с нашей главой. В прошлом году, говоря о главе «Ваешев», мы отмечали, что Тора почему-то считает нужным сообщить нам, что арабские купцы, которым братья Иосефа продали его, везли на продажу в Египет благовония, а не нефть, как обычно. Тора указывает нам, что Всевышний позаботился о том, чтобы Иосеф не страдал в дороге от неприятного запаха нефти. Что это меняло? До комфорта ли человеку, которого продали в рабство?Разве это как-то повлияло на судьбу Иосефа? На судьбу — нет, потому что для такого ее развития существовали свои причины, а вот на душевное состояние — да. В тяжелую для Иосефа минуту Всевышнийдал ему знать: «Я с тобой! Ты не покинут».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.