Из цикла «Магид из Полоцка», темы: Рав Хаим Бурштейн, Мусар
Уважаемый читатель!
Мы рады представить Вашему вниманию книгу «כתר תורה» — «Корона Торы», которую написал великий мудрец, ученик Виленского Гаона — рав Пинхас бен Йеуда, известный в еврейском народе как магид (проповедник) из Полоцка. Ее суть — изучение духовных сил человека, сокровищ его души и путей утонченного служения Небесам, приближающего сыновей Израиля к духовному состоянию, в котором Б-г пожелал видеть человека, сотворив его по Своему образу и подобию.
«Корона Торы» — первая книга магида из Полоцка — важнейший источник знания Б-га Живого, раскрывающий святость Торы и величие мудрецов Израиля, слова которых — драгоценные камни, излучающие сияние, заливающее своим светом все Творение. Автор ведет читателей по ступеням приближения к Б-гу, открывая перед ними врата единства Творца, Б-жественной мудрости, трепетного служения, упования на Г-спода и исполнения Его воли.
Магид из Полоцка отвечает на важнейшие вопросы, стоящие перед каждым человеком: как исправить себя, чтобы Тора стала для нас Древом Жизни, спасающим от влияния Древа Смерти — смешения добра и зла. Он раскрывает величие Торы, предостерегает от ухищрений и разящих стрел дурного побуждения, заблуждений чуждой мудрости, горькие воды которой умерщвляют душу, говорит о смысле заповедей и сути служения человека.
Магид из Полоцка долгие годы странствовал по городам и местечкам Восточной Европы, его выступления глубоко проникали в еврейские сердца, пробуждая в них трепет перед Небесами и любовь к Г-споду, и изменяли их судьбы.
Во вступлении мы привели краткую историю еврейской общины Полоцка, биографию рава Пинхаса бен Йеуды и разъяснили суть его Учения, которое не потеряло актуальности и в наши дни — более двух веков спустя. Для разъяснения этой книги мы составили комментарий на основе Учения Мусар мудрецов Литвы и книги Зоар.
Уважаемый читатель!
«לְשֵׁם יִחוּד קוּדְשָׁא בְּרִיךְ הוּא וּשְׁכִינְתֵּהּ» — «Во имя единства Всевышнего, благословен Он, и Его Б-жественного присутствия…» С благодарностью Г-споду, Чья милость никогда не оставляет нас, мы удостоились раскрытия великого света, источник которого некогда пребывал в Домах Учения Полоцка — одного из значимых городов Великого княжества Литовского, веками славившегося своей еврейской общиной. Ученик Виленского Гаона — рав Пинхас бен Йеуда (1747-1823 гг.) — магид (проповедник) из Полоцка, известный своей праведностью во всем поколении, написал восемь книг. Первая из них «כתר תורה» — «Корона Торы» отражает пути его трепетного служения Всевышнему, став духовным наследием еврейского народа.
Она раскрывает уникальность Б-жественного Учения, спасающего человека от влияния злого начала, глубоко проникающего в его подсознание с целью породить в его сердце сомнения в истинном Знании, привести в смятение душу обманчивыми размышлениями и лживыми доводами, поколебать веру в единого Б-га и ослабить руки в соблюдении заповедей Творца. По мере преодоления в себе злого начала в жизни каждого человека исполняются слова пророка, описывающие состояние Творения в дни Машиаха: «Не будут делать зла и не станут уничтожать на всей Моей святой горе, ибо земля будет полна знанием Г-спода, как воды наполняют море»[1].
Величие еврейской души спасает наш народ от стрел дурного побуждения, разящих как вспышки молний, защищает от распространения проказы вероотступничества и пропажи славы нашей Торы. Б-жественное Учение обладает силой искоренить злое начало из подсознания людей во исполнение слов пророка, которые в полной мере реализуются в Конце дней: «А сокрытое в вас (злое начало) Я удалю от вас и заброшу в землю бесплодную и пустынную: передовых ее — к морю восточному, а отставших — к морю западному; и поднимутся от него смрад и зловоние, ибо оно приумножило зло»[2].
Магид из Полоцка проложил путь к изучению Торы во имя Небес, ведущий к благословению свыше: «Как ручьи растекаются они, как сады при реке, как шатры, которые установил Г-сподь, как кедры при водах»[3]. Тора сравнивает реки с шатрами, поскольку воды омывают человека, приводя его от нечистоты к чистоте, и Шатры Торы возносят его от вины к заслуге»[4]. Реки очищают тело человека, а Б-жественное Учение — его душу. Изучая Тору ради нее самой, еврей становится неиссякающим источником мудрости, и ему раскрывают тайны Творения!
Рав Пинхас бен Йеуда помогает нам постичь глубочайшую тайну единства Всевышнего, Б-жественного учения и человека, из чего следует: Тора — Древо Жизни! Всевышний увенчал мудрецов Торы величественной короной, превосходящей все другие: «У Меня совет и спасение; Я — разум, у Меня могущество»[5]. Учитель показывает нам, насколько слово Г-спода близко сынам Израиля и как чутко оно воспринимается еврейским сердцем: «Не на Небесах она (Тора), чтобы сказать: кто взойдет для нас на Небеса и возьмет ее нам, и даст нам услышать ее, и мы исполним ее. И не за морем она, чтобы сказать: кто пойдет для нас за море и возьмет ее нам, и даст нам услышать ее, чтобы мы исполнили ее? Но очень близко к тебе слово ее, дабы устами твоими и сердцем твоим его исполнить»[6].
Магид из Полоцка приводит в своей книге порядок изучения Торы, ведущий к большим успехам, который рекомендует Виленский Гаон. Автор отмечает важность постоянного повторения изучаемого до полного понимания и запоминания, что ведет к постижению сокровенных тайн Творения: «Услышит мудрый — и умножит знание, и разумный воспримет ценные советы»[7].
Рав Пинхас бен Йеуда описывает величие мудреца Торы словами пророка: «И будет он подобен дереву, посаженному у воды и пускающему свои корни у протока; и не почувствует наступающий зной, и лист его будет зеленеть, и не пострадает оно в год засухи, и не перестанет плодоносить»[8]. Это учит нас тому, что с каждым, изучающим Тору, не произойдет бедствия ни в этом, ни в Грядущем мирах. Небеса, земля, солнце, луна, звезды и созвездия днем и ночью исполняют волю своего Господина, поэтому и человеку следует ежедневно рано вставать, до глубокой ночи изучать Тору и исполнять волю своего Создателя. Тора сравнивается с водой и хлебом, без которых людям не прожить и дня. В действительности мы не можем ни часа просуществовать без Б-жественного Учения, о чем сказано: «Да не отойдет эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью, чтобы в точности исполнять все написанное в ней, тогда удачлив будешь на пути твоем и обретешь разумение»[9].
Знание Торы и глубокая вера спасают нас от страхов бедности и страданий, и дурное побуждение не сможет напугать нас возможными бедствиями, чтобы хитростью выманить нас из Домов Учения. Говорят наши мудрецы: всякий, изучающий Тору, избегает страданий: «Человек рожден для испытания, как искры, устремленные вверх»[10]. И если мы переживаем о том, чтобы не умереть от голода, то в первую очередь нам следует опасаться утратить жизнь из-за изъянов своей души, ведь меч, грабеж и засуха приходят в мир из-за пренебрежения к Б-жественной мудрости как сказано: «И наведу на вас меч, карающий за нарушение Завета…»[11]
В своей книге магид ведет нас к постижению Б-жественного единства. Г-сподь — один и един, и нет единства, подобного этому. Вся земля полна Его славой, Он окружает, ограничивает и наполняет Собой все пространство. Нет ничего, кроме Него, и все связано с Ним. Он помогает нам обрести мудрость, дабы мы могли охватить взором Б-жественное Творение: Небеса, землю, моря и все, наполняющее их, и увидеть, как Б-г их создал, наблюдает за ними и поддерживает их в великой тайне. Он призывает нас обратить внимание на чудеса мироздания, прийти к такой степени упования на Б-га, чтобы всецело ощущать: наша доля в Б-жественной руке более надежна, чем хранимое за прочными стенами наших владений. И если мы окажемся в опасном месте, полном хищных зверей, вредителей и разбойников, то не будут страшиться наши сердца.
В Конце дней Всевышний устранит дурное побуждение, и человек очистится от скверны, внесенной в Творение Змеем. Тогда он уподобится ангелу служения, как Адам до совершения греха. С приходом Машиаха наступит окончательное Избавление и весь мир освободится от сковывающих его душу нечистых оболочек. Однако и сегодня каждый из нас может в определенной мере очистить себя от скверны, выйдя из-под влияния дурного побуждения. Учение магида из Полоцка ведет нас к духовному величию! Да удостоимся мы прихода Машиаха, возвращения из изгнания в Святую Землю и возведения Б-жественного Храма в Иерусалиме вскоре, в наши дни, Амен!
Я хотел бы выразить глубокую сердечную благодарность всем, кто принял участие и внес свой вклад в издание этой книги: переводчику — Шаулю Бен Биньямину (Иерусалим), редактору — Наталье Хейфец (Вильна), макетировщику — Виктору Томбаку (Вильна), Александру Мамаеву (Вильна), Полине-Саре Шапиро (Санкт-Петербург), Владиславу Финькову (Волгоград), Александру Шломо Попову (Санкт-Петербург), Оре Розенблит-Генкиной (Бостон) за участие в работе над текстами, Алексею Еременко и раввину Мордехаю Райхинштейну (Минск) за фотографии и материалы, председателю еврейской общины Полоцка Льву Ходосу и моим друзьям, благодаря помощи которых вышли в свет книги магида из Полоцка в память об ушедших, да будут их души пребывать в Ган Эдене, и на благо живых.
Огромное вам спасибо и да благословит вас Творец!
Вильнюс:
— Александр и Лиля Юрявичюс — в память о дедушке Евсей бен Яков
Яцовский и бабушке Лея бат Манэль Яцовскене
— Гай и Oра Шапира — в память об отце Ицхак бен Йосеф и матери Светлана бат Борис
— Шалом и Ниеле Субич — в память о родителях Юдель бен Мотл и Белла бат Хаим и брате Авраам бен Юдель
— Александр и Рина Марк — в память о дедушках и бабушках Шия бен Давид, Ефим бен Исроэль, Хана бат Эли, Мария бат Яаков и Ноталь бат Эли
Каунас — Лондон:
— Соломон и Джил Абрамович и Бен и Елена Брамс — в память о родителях
Яаков бен Шломо и Брaха бат Ицхак, сестре Ариелла бат Яаков и их многочисленных родственниках, погибших в Ковно в годы Катастрофы
Москва:
— Герман Захарьяев (фонд горских евреев СТМЭГИ)
— Евгений и Наталья Дубровские — в память о дедушках и бабушках Эсфирь бат Шулим, Исраэль бен Семен, Хана бат Бенцийон, Ефим бен Хаим и Циля бат Хаим
— Анонимный спонсор — в память о бабушках и дедушках Фрума бат Гирш и Борух бен Янкель, Туня бат Айзек и Нафтали бен Янкель Шендельман
— Анатолий и Ирина, Леонид и Аня, Дмитрий и Джина Пинские — в память о матери Геня бат Хаим Давид и Ривка, отце Хаим бен Вульф, дедушке Давид бен Вульф и бабушке Ривка бат Носон
— Биньямин и Эстер Ефремовы — в память о дедушках и бабушках Нибишид бен Йонатан, Лие бат Шунами, Шалум бен Шамиль, Мирьям бат Истахор и родственниках Гюльбоор бат Шалум, Натанэль бен Шауль
Холон:
— София Бен-Цель — Менахем и Арье Бен-Цель — в память о родителях
Михаэль бен Бенце Лейб и Нелли бат Ошер Аншель Хаим м родственнике Мапк бен Давид Тарнопольский
Иерусалим:
— Арье Беккер — в память о друге — Цви Герман бен Гедалья Левин
— Моше Давид Ниренберг и Тамара Хасин — в память о родителях Эзер бен Рафаэль, Авраам бен Соломон, Люба бат Давид, Рафаил бен Исаак и Мирьям бат Авраам
— Штейнцайг Мордехай и Йона — в память о родителях Александр бен Марк, Рахель бат Хаим и сестре Ирина бат Александр
Санкт-Петербург
— Глеб и Юлия Молчадские — в память о матери Лилия бат Моисей, дедушке и бабушке Израиль бен Гершон и Миндель бат Йосеф
Нетания:
— Элияу и Хана Должанские — в память о бабушках Анна и Гита бнот Самуил и Эстер Лев бат Авраам и дедушках: Хаим бен Акива, Акива бен Арон, Гирш и Давид бней Иосиф
Аугсбург, Германия:
— Давид и Нехама Лисовские — в память о Галина бат Яаков, Зинаида бат Хаим, Хана бат Йаков-Аарон, Йаков бен Йуда, Зеля бен Йаков, Нехама бат Гирш, Хаим бен Калман, Хава бат Натан прадедушке Гершон бен Йосеф и прапрадедушке Йосеф бен Авраам
Вильнюс — Иерусалим:
— Йосеф и Сара Йосаде, Хася Йоседайте-Сокер — в память о родителях Яаков бен Моше и Шейна бат Авраам, дедушках и бабушках Моше бен Шмуэль, Фейгель Ципора бат Шломо, Авраам бен Ицхак, Хася бат Исраэль, Нафтуль бен Хава Ямпольский и 180-ти родственников из Кальварии и Лаздияй, погибших в годы Катастрофы
Ростов-на-Дону:
— Галина Попова — в память о бабушке Анна бат Герасим
Ванкувер, Вашингтон:
— Ашер и Сара Пискорские
Тенафлай, Нею Джерси:
— Яаков и Любовь Пискун — в память о родителях Фрида бат Ицхак, Илья бен Давид, Ева бат Арон, Генех бен Яаков.
Рига:
— Пинхас и Малка Розенберг — в память о дедушке Нахман бен Гершон,
Раввин Хаим Бурштейн.
Сиван, 5784 (2024) г.
[1] Йешаягу 11:9.
[2] Йоэль 2:20.
[3] Бемидбар 24:6.
[4] Брахот 16а.
[5] Мишлей 8:14.
[6] Дварим 30:12-14.
[7] Мишлей 1:5.
[8] Ирмеягу 17:8.
[9] Йеошуа 1:8.
[10] Ийов 5:7.
[11] Ваикра 26:25.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваигаш
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Бенцион Зильбер
По требованию Йосефа братья приводят к нему Биньямина, который обвиняется в краже кубка. Йосеф хочет, чтобы Биньямин стал его рабом. Йегуда протестует и приводит странную, на первый взгляд, аргументацию.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Евреи в Египте перестали чувствовать себя гостями. Коронация Йосефа стала отправной точкой путешествия в изгнание на более чем два века.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
Биньямин украл чашу, он вор!