Из цикла «Постижение веры», темы: Человек, Вера и упование, Вера, Познание Творца, Рав Эуд Авицедек
«Истина и вера объединяются. Вера во Всевышнего, благословен Он, едина со Всевышним, который истина, и истина изобилует в Нем… А у святого народа, слуг Всевышнего, соединяющих веру с истиной, светит в их глаза истинность веры» (Довер цедек, 42б). Это единение истины с верой происходит посредством соединяющего сознания — святого сознания святого народа.
«И знай еще, что мужчина и женщина, как истина и вера. И тебе следует понять, почему женщина тверже в своей вере, и очевидно, что из-за этого, женщина верит мужчине больше, чем мужчина женщине, так как “вера” (эмуна) —женского рода, а “истина” (эмет) — мужского. В женщине не так много истины, как много в ней веры. И пойми это из того, что мужчине разрешено иметь несколько жен [одновременно], но женщине не разрешено быть с несколькими мужьями» (Натив а-эмуна 1).
Связь называется «единством», поэтому Израиль «народ один на земле», ибо они соединяют единое Имя. Израиль «знают имя Твое» — за веру в единство они жертвуют собой. «Ибо за Тебя убивали нас каждый день». В вере в единство, в произнесении «Слушай Израиль, Г-сподь Б-г твой, Г-сподь один!» покидала их душа.
Праотец Авраам, глава верующих, прошел испытания веры, пока Всевышний не нашел его «верным пред Тобой».
«Человек, обладающий верой, это крепкий саженец Всевышнего. Никакие ветры не сдвинут его с места. Он [остается] в вере своей» (Маараль, Натив а-эмуна 1).
«Ибо верующий в Единого дает веру, и считает, что Он истина» (Радак, Сефер Шорашим. Шореш Амейн). Что значит «дает веру»? — Мудрецы объяснили нам это: «Поскольку верующий нуждается в силе и крепости, дабы стоять в своей вере» (Маараль, Натив а-эмуна, 1). Ведь «главное в вере, это крепость — дабы человек укрепился в сердце и верил всем сердцем — “вера верная”, это крепкая вера в сердце» (Мальбим, Йешаяу 25:1). И так подводит итог своим словам Рамбам, в тринадцати Основах: «И когда поверит человек во все эти Основы, и прояснится ему вера в них, он становится частью народа Израиля».
И даже те «постижения», те Основы, которые невозможно постичь разумом, и обосновать путями мудрости и понимания, можно принять сердцем и представить в душе. И можно построить на этом очень прочную веру. Как мы видели на протяжении истории народа Израиля — самопожертвование простых людей ради Основ веры. В самой глубине сокрытия лица Всевышнего, во тьме изгнания, притеснений и страданий, они возносили себя на жертвенник веры, без «вопросов» и «исследований».
Они знали разумом, «проживали» душой и верили сердцем в Основы веры: «Слова “знать сердцем” говорят о знании без всяких рассуждений разума или взвешивания желаний — он просто знает в сердце, что это так» (Довер цедек, 36). Они «знали», ибо ощущали единство своей жизни с этой истиной. Ведь способность к осознанию, как известно, это способность внести знание в сердце. (Ликутей маамарим от раби Цадока а-Коэна, 55). Это почти физическое ощущение, что нет никакой жизни вне воли Всевышнего. «Если вообразить, что Его не существует, ничто иное не сможет существовать» (Рамбам, там). Осознание этогостроит и укрепляет веру, которая есть «невесомая склонность тонкости души» (Хазон Иш, «Вера и упование»). Эта «склонность», когда она отображается в сознании верующего, получает прочность и могучую силу — прочность самой жизни и силу самопожертвования.
«И известно, что нет в мире народа, достойного следовать за истиной так, как Израиль, ибо Тора — Тора истины, дана только Израилю» (рабейну Бахья, «Кад кемах, вера»).
Рамбам расширяет объяснение этого: «“Слышал ли народ, голос Б-га, говорящего из огня, как слышал ты и выжил!?” (Дварим 4:33). И знайте, братья, об этом союзе и этом аргументе — что великое это событие, видимое в реальности, которое засвидетельствовал лучший из свидетелей, что не было подобного прежде, и не будет такого позже. А именно — что услышит весь народ, целиком, речь Святого, благословен Он, что увидит он славу Его “глаза в глаза”. И было это для того, чтобы укрепить веру неповторимой силой, и благодаря этому, нас достигнет истина. Дабы укрепить нас, чтобы не подкосились колени наши, во времена подобные сегодняшним. Когда снова найдет гнев и истребление на евреев, не дай Б-г! Когда укрепится рука притеснителя. Ибо так написано: “Ибо ради того, чтобы вознести вас, пришел Б-г, и ради того, чтобы был страх Его на лицах ваших, дабы не согрешили вы” (Шмот 20:17). Другими словами, это открылось вам именно так, ради того, чтобы вы смогли выстоять в любом испытании, которое настигнет вас в конце дней, дабы не дрогнуло сердце, и не согрешили вы» (Послание к Йемену).
Еще более фундаментально говорит об этом Гаон: «Главная цель дарования Торы Израилю — дабы уповали на Всевышнего» (Мишлей 29:19).
А народ Израиля отвечает верой Создателю на Его раскрытие им: «Известно, что Израиль — “семя святое”, и даже когда они находятся в изгнании, на земле врагов, даже рассыпанные по краям земли, и живут среди народов, как [солома], развеянная с гумна, они не забыли основы Торы и заповедей, а хранили веру, и остались в ней крепки. И в каждом поколении, каждый народ издевался над ними, дабы предали они свою веру, но он не слушали. Как учили мудрецы: “Вернись, вернись, Шуламит! Вернись, вернись, посмотрим на тебя!” (Шир а-ширим 7:1) — упомянуло тут писание “вернись” четыре раза, из-за четырех царств, ибо каждое из царств говорит нам принять их веру, а за это, они сделают нас казначеями и правителями. Об этом и сказано: “посмотрим на тебя”, как говорится “а ты, высмотри из всего народ мужей могучих…” А Израиль отвечает им: “Что вам смотреть на Шуламит!?” — Что за достоинство и власть вы можете дать нам!? Нет у вас никакой силы, дать нам величие, подобное величию, данному нам на Синае! Об этом и сказано далее: “как хоровод лагерей” — разве могут ваш боги сделать нам подобное тому хороводу, в котором было два лагеря — лагерь в шестьдесят десятков тысяч Израиля, и лагерь ангелов — служителей, как написано: “Колесницы Г-сподни, десятки тысяч, тысячи ангелов”[1]. И в заслугу этой веры — за то, что они крепки в своей вере, в будущем, Всевышний пребудет среди них и вернется в Иерусалим, как прежде. А сыны, изгнанные из-за стола отца их, вернутся как прежде» (Рабейну Бахье, «Кад Кемах, Вера»).
Известен Израиль тем, что все испытания, которые он проходит, есть выражение великой любви Всевышнего к ним. Как говорит пророк: «Только вас знал Я из всех семей земли, поэтому, взыщу с вас все грехи ваши» (Амос 3). «Знал» — означает близость и единение. Знает Израиль, что раскрытие Всевышнего ему — это выражение его желанности, поэтому Он раскрыл ему истинную реальность.
А на это раскрытие отвечает народ Израиля своей верой: «Также украсится народ наш в глазах Всевышнего тем, что стерпит страдания и гонения, и снесет все, как написано: “Ведь из-за Тебя убивают нас все дни” (Псалмы 44:23) — это о поколении гонений. И мы должны радоваться тому, что нам приходится терпеть, и выносить страдания, потерю имущества, изгнания, потери — ибо все это украшение наше в глазах Создателя, и великий почет. И все, что мы потеряем таким образом, засчитается как жертва, сгорающая на жертвеннике. И сказано нам об этом: “Посвятите себя сами сегодня Господу, — ведь каждый через сына своего и через брата своего, — чтобы ниспослать вам сегодня благословение” (Шмот 32:29)» (Рамбам, там).
Связь называется единением. И так Израиль — «Народ один на земле[2]», соединяет единое Имя. Израиль — это «знающие имя Твое», и ради этого единства евреи жертвуют собой: «Ведь из-за Тебя убивают нас все дни». В вере в единство, в произнесении: «Слушай Израиль, Всевышний Властелин наш, Всевышний один», покидают их души.
Отсюда, мы перейдем к объяснению еще одного значения понятия «вера».
[1] Согласно «Мецудат Цион».
[2] То есть, связанные со Всевышним.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимон и Леви вступились за честь Дины, однако Яаков был недоволен произошедшим. Биография одного из основателей 12 колен Израилевых.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Яаков — семейный человек, благословенный детьми, отягощенный заботами, усердно работающий, находящийся в услужении. Эсав — вполне состоятельный человек.