Из цикла «Постижение веры», темы: Человек, Вера и упование, Вера, Познание Творца, Рав Эуд Авицедек
«Сильнейшее оружие злого начала, из которого он стреляет в тебя, которым он воюет с тобой в твоих тайных мыслях — это его старание внести сомнение в то, что ты привык считать истиной. Так чтобы ты засомневался в том, что было тебе очевидным. Он стремится запутать твой мозг ложными знаниями и пустыми возражениями. Эти он “занимает” тебя, дабы отвлечь тебя от того, что на самом деле пошло бы тебя на пользу. И этим он вызывает в тебе сомнения в вере и очевидных тебе законах» (Ховот а-левавот, Врата «Йехуд а-маасе» 5).
Далее, автор объясняет, как именно дурное начало вызывает у человека сомнения в вере и основах религии. А в этом — корень любого греха, начиная с греха древа познания добра и зла — древа сомнений, древа смешения[1]. А когда сомнение проникает в веру, то широкая дорога для лжи уже проложена. Когда человек уходит от простой веры и хочет опереться на свой разум, он близок к окончательной потере истины.
«Когда же дурному началу удастся победить тебя и завладеть тобой с помощью разума и его инструментов, обманув ложью, представив эту ложь как истину, “доказав” ее аргументами, он столкнет с тебя со ступени, которая почти истина с малой примесью лжи, на ступень ниже — где будет меньше истины и больше лжи. И так он будет продолжать опускать тебя, пока не столкнет на ступень, где истины не будет вообще — ступень абсолютной лжи. И так он вырвет тебя с корнем из этого мира, и лишит всякой доли и награды в будущем мире. Так что твоя мудрость обернется тебе злом, и твой собственный разум станет причиной твоего исчезновения. Как сказано: “Говорили на зло — добро, а на добро — зло. Ставили тьму [на место] света, а свет, [на место] тьмы, ставили горькое [на место] сладкого, и сладкое [на место] горького. Были они мудрецами в их глазах, и на свой взгляд понимающими” (Йешаяу 5:20).
Вера — надежный столп — мир без сомнений
“Ибо вера, для любого бытия, как столп [установленный] в надежном месте” (Довер Цедек, 207).
“Вера в нечто означает представление его образа в душе настолько сильно и ясно, что сама душа не может вообразить отрицание этого образа никак и ни в каком виде” (Раби Йосеф Альбо, Основы 1:19).
“Сильны и ясный образ в душе” у верующего — это Основы веры, очевидные для него, как и сама его жизнь, как осязаемая реальность и очевидные постулаты. Они не нуждаются в доказательствах, и ему не придет в голову сомневаться в них. “Невозможно представить себе Его отсутствие, ибо с Его отсутствием перестанут существовать все остальные, и не останется ничего, что могло бы быть” (Рамбам, Основа первая).
Синайское откровение, фундамент веры
В том самом откровении, которое должно было стать исправлением греха древа познания, Израилю было обещано существование их веры навеки. “И уже обещал нам Создатель, благословен Он, как человек, становящийся гарантом для другого. И нам достаточно Его гарантий, а Он сообщил нам, что каждый, кто стоял при Синайском откровении, будет верить в пророчество Моше, и все пришедшее в этом пророчестве — все они, и дети их, и дети детей их, во веки веков. Ибо так сказал Всевышний: “Вот, я прихожу к тебе в толще облака, дабы услышал народ Мой разговор с тобой. И в тебя тоже они поверят навеки” (Шмот 19:9).
Поэтому есть точка зрения, что всякий, кто сворачивает с пути веры, данного в том откровении, не относится к потомству стоявших там людей[2]. И так сказали мудрецы наши, благословенной памяти, о всех, кто сомневается в Торе Всевышнего: “Не стояли отцы его на горе Синай”. Всевышний убережет нас и вас от сомнений. И отдалит от нас и от вас, мысли, приводящее к сомнению и преткновению” (Рамбам, Послание к Йемену).
“И отдалит от вас мысли, приводящие к сомнению” (Рамбам, выше)
Дело в том, что в отношении Основ веры, даже сомнение есть тяжкий грех. Как это объясняет Рамбам, в законах идолопоклонства: “И не только к идолопоклонству нельзя обращаться в мыслях, но и любую мысль, которая может привести человека к отрицанию одной из основ Торы, запрещено нам допускать в сердце и запрещено обращать разум к ней, следуя за сердцем. Все дело в том, что разум человека ограничен, и не каждый может постичь истину во всей ясности, а если последует каждый за размышлениями сердца, он разрушит мир его в силу скудости своего разума.
Как это происходит? Человек может заинтересоваться служением идолам, а может засомневаться в единстве Творца — то ли есть оно, то ли нет. Также он может засомневаться в пророчестве — то ли есть оно, то ли нет, или усомниться в происхождении Торы — то ли с небес она, то ли нет. И если он не владеет инструментами рассуждения, дабы осознать истину с ясностью, он обязательно придет к отрицанию Основ.
Именно от этого предостерегла Тора, говоря (Бемидбар 15:39) “Не следуйте за сердцами вашими и глазами вашими, [идя] за которыми, вы блудите”, другими словами, не следуйте за своим скудным разумом, воображая, что ваши рассуждения постигают истину. Так сказали мудрецы: “за сердцем” — это отрицание основ, “за глазами” — это разврат (Брахот 12б). За нарушение этого запрета, несмотря на то, что оно лишает человека будущего мира, нет телесного наказания” (Рамбам Закон идолопоклонства 2:3).
“Различия между теми, чье сердце убеждено, что мир находится под постоянным контролем, и теми, чье сердце сомневается в этом — огромно. Это разные люди, разные виды и разные категории, между которыми нет ничего общего” (Хазон Иш, Письма, 14). Если задуматься, это приводит в трепет.
И здесь, мы подходим к объяснению еще одного значения слова “вера”.
“Г-сподь — Б-г истинный”
Тринадцать Основ веры — это истинная реальность, а “верить” — значит быть верным этой истине.
[1] Так оно названо в Тикуней Зоар, Тикун 59.
[2] Грех тельца был совершен из-за “Великой примеси”. Именно они “смешаны и сомневаются” в вере. “Древо познание, это и есть “великая примесь”” (Зоар 1:26а). “Великая примесь, вот, кто грех Адама” (Зоар 1:28б). И как объяснил Рамбан, “Великая примесь” не участвовали в Синайском откровении, как сказано: “Ибо Израилю дана Тора” (Шмот 19:1). А “Адам, согрешил, из-за душ Великой примеси, включенных в его душу” (Агра, Яхель ор, Зоар Берешит 28б).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей