Темы: Ислам, Антисемитизм, Спорт, Диаспора, Арабо-израильский конфликт
С первых недель войны Израиля с ХАМАСом в Амстердаме начали регулярно проходить антиизраильские марши. То, что когда-то считалось радикальной риторикой, стало нормой. Хорошо профинансированная и умело проводимая многомесячная анти-израильская пропаганда сделала своё дело в умах общества. Насилие против евреев стало естественным и даже оправданным ответом на «зверства» Израиля в Газе.
Нет смысла пересказывать новости. Все уже читали: заранее спланировав и обсудив в соцсетях, как будет вестись «охота на евреев», банды, состоящие из арабских и турецких мужчин, устроили самый настоящий еврейский погром. Хотя многие европейские СМИ пытались представить его как противостояние болельщиков двух футбольных команд. Но когда 8, 10, 20 бандитов избивают одного человека — это не драка болельщиков, это повторение — через 86 лет — Хрустальной ночи.
На кадрах видео 7 ноября погромщики сбивают евреев на автомобилях, беспощадно избивают кулаками и ногами, издеваются, требуют кричать: «Свободу Палестине!»… А евреи пытаются бежать, прыгают в каналы, умоляют о пощаде, стараются убедить своих мучителей, что они не евреи… Люди лежали на улицах без сознания, истекая кровью — это были либо евреи, либо похожие на евреев, либо пытавшиеся защитить евреев. Впрочем, таких было мало — даже среди полицейских. Единственное, что полиция сделала в защиту израильтян, — так это сообщила им, что городские таксисты помогают организации погрома, и рекомендовала не пользоваться такси.
Полиция приступила к своим обязанностям только через час после начала «беспорядков», предоставив на это время погромщикам полную свободу. Да, в итоге 62 человека из нападавших были арестованы, но большая часть их вскоре была отправлена по домам. Слава Б-гу, погромщики никого не забили до смерти, но сколько было всего пострадавших — сложно сказать: многие просто побоялись обращаться в местную больницу.
На следующий день после погрома король Виллем-Александр сказал: «Мы подвели еврейскую общину Нидерландов во время Второй мировой войны, и прошлой ночью мы подвели её снова». Но и во время Второй мировой войны, и сейчас — это не было делом одной ночи: антисемитские настроения грамотно и планомерно подогревались в течение долгих месяцев.
Не только в Амстердаме евреев преследуют, избивают на улицах, в евреев стреляют. Это происходит в таком множестве стран, что Служба национальной безопасности Израиля публикует не список опасных стран, а список относительно безопасных, потому что он гораздо короче! Как мы, евреи, отнесемся к всепроникающим антиизраильским настроениям и антисемитизму, которые мы наблюдаем и в Амстердаме, и во всём мире? Воспримем это как «новую норму» — или начнем делать выводы?
Настало время для всех евреев задать себе три трудных вопроса.
Когда мы читаем о том, что толпы антисемитов нападают на евреев в Амстердаме, или расстреливают в Чикаго, или преследуют в Дагестане — какая наша первая реакция? Есть ли у нас ощущение того, что мы связаны? Что угроза еврею в любой точке земного шара — это нападение лично на нас?
Ключевой еврейский принцип заключается в том, что все евреи ответственны друг за друга и являются единым целым. Если бьют евреев в Амстердаме, если мусульманский проповедник в Брюсселе призывает посетителей мечети «сжигать евреев», если в Антверпене нападают на подростка только потому, что он еврей, — как это связано лично со мной? Может быть, это из-за того, что я вчера поругался с соседом? Или был нетерпелив с ребенком? Или не помог человеку, хотя мог помочь? Когда мы не обращаем внимания на отношения с людьми, которые находятся рядом с нами, этим мы подвергаем опасности тех евреев, которые далеко.
Когда нас атакуют антисемиты, мы это должны воспринимать как сигнал. Это значит, что пора пересмотреть, как мы живём, и найти ту область, в которой мы можем сделать свою жизнь более еврейской. История показывает, что там, где начинают забывать о еврействе, приходят погромы и напоминают о нем. Еврейская жизнь — жизнь Торы и заповедей. Когда мы усилимся в соблюдении заповедей, тогда и погромов будет меньше.
Многие из нас продолжают жить в диаспоре, чувствуя себя связанными по рукам и ногам: пожилыми родственниками, недвижимостью, хорошей работой… А по сути — страхом перемен. Что еще должно произойти в Европе и Америке, чтобы мы поняли наконец, что пора оттуда уезжать в то единственное место в мире, которое всегда остается самым безопасным для евреев, даже когда Израиль воюет на семи фронтах. Земля Израиля заповедана только нам и ждёт нашего возвращения!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.