Темы: Ислам, Антисемитизм, Спорт, Диаспора, Арабо-израильский конфликт
С первых недель войны Израиля с ХАМАСом в Амстердаме начали регулярно проходить антиизраильские марши. То, что когда-то считалось радикальной риторикой, стало нормой. Хорошо профинансированная и умело проводимая многомесячная анти-израильская пропаганда сделала своё дело в умах общества. Насилие против евреев стало естественным и даже оправданным ответом на «зверства» Израиля в Газе.
Нет смысла пересказывать новости. Все уже читали: заранее спланировав и обсудив в соцсетях, как будет вестись «охота на евреев», банды, состоящие из арабских и турецких мужчин, устроили самый настоящий еврейский погром. Хотя многие европейские СМИ пытались представить его как противостояние болельщиков двух футбольных команд. Но когда 8, 10, 20 бандитов избивают одного человека — это не драка болельщиков, это повторение — через 86 лет — Хрустальной ночи.
На кадрах видео 7 ноября погромщики сбивают евреев на автомобилях, беспощадно избивают кулаками и ногами, издеваются, требуют кричать: «Свободу Палестине!»… А евреи пытаются бежать, прыгают в каналы, умоляют о пощаде, стараются убедить своих мучителей, что они не евреи… Люди лежали на улицах без сознания, истекая кровью — это были либо евреи, либо похожие на евреев, либо пытавшиеся защитить евреев. Впрочем, таких было мало — даже среди полицейских. Единственное, что полиция сделала в защиту израильтян, — так это сообщила им, что городские таксисты помогают организации погрома, и рекомендовала не пользоваться такси.
Полиция приступила к своим обязанностям только через час после начала «беспорядков», предоставив на это время погромщикам полную свободу. Да, в итоге 62 человека из нападавших были арестованы, но большая часть их вскоре была отправлена по домам. Слава Б-гу, погромщики никого не забили до смерти, но сколько было всего пострадавших — сложно сказать: многие просто побоялись обращаться в местную больницу.
На следующий день после погрома король Виллем-Александр сказал: «Мы подвели еврейскую общину Нидерландов во время Второй мировой войны, и прошлой ночью мы подвели её снова». Но и во время Второй мировой войны, и сейчас — это не было делом одной ночи: антисемитские настроения грамотно и планомерно подогревались в течение долгих месяцев.
Не только в Амстердаме евреев преследуют, избивают на улицах, в евреев стреляют. Это происходит в таком множестве стран, что Служба национальной безопасности Израиля публикует не список опасных стран, а список относительно безопасных, потому что он гораздо короче! Как мы, евреи, отнесемся к всепроникающим антиизраильским настроениям и антисемитизму, которые мы наблюдаем и в Амстердаме, и во всём мире? Воспримем это как «новую норму» — или начнем делать выводы?
Настало время для всех евреев задать себе три трудных вопроса.
Когда мы читаем о том, что толпы антисемитов нападают на евреев в Амстердаме, или расстреливают в Чикаго, или преследуют в Дагестане — какая наша первая реакция? Есть ли у нас ощущение того, что мы связаны? Что угроза еврею в любой точке земного шара — это нападение лично на нас?
Ключевой еврейский принцип заключается в том, что все евреи ответственны друг за друга и являются единым целым. Если бьют евреев в Амстердаме, если мусульманский проповедник в Брюсселе призывает посетителей мечети «сжигать евреев», если в Антверпене нападают на подростка только потому, что он еврей, — как это связано лично со мной? Может быть, это из-за того, что я вчера поругался с соседом? Или был нетерпелив с ребенком? Или не помог человеку, хотя мог помочь? Когда мы не обращаем внимания на отношения с людьми, которые находятся рядом с нами, этим мы подвергаем опасности тех евреев, которые далеко.
Когда нас атакуют антисемиты, мы это должны воспринимать как сигнал. Это значит, что пора пересмотреть, как мы живём, и найти ту область, в которой мы можем сделать свою жизнь более еврейской. История показывает, что там, где начинают забывать о еврействе, приходят погромы и напоминают о нем. Еврейская жизнь — жизнь Торы и заповедей. Когда мы усилимся в соблюдении заповедей, тогда и погромов будет меньше.
Многие из нас продолжают жить в диаспоре, чувствуя себя связанными по рукам и ногам: пожилыми родственниками, недвижимостью, хорошей работой… А по сути — страхом перемен. Что еще должно произойти в Европе и Америке, чтобы мы поняли наконец, что пора оттуда уезжать в то единственное место в мире, которое всегда остается самым безопасным для евреев, даже когда Израиль воюет на семи фронтах. Земля Израиля заповедана только нам и ждёт нашего возвращения!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»