Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Тора и психология, Зелиг Плискин
1. Как по десятибалльной шкале вы определяете свою склонность к гневу и раздражительности?
2. Что из нижеследующего более всего характерно для вас:
(а) легко вспыхиваете и легко успокаиваетесь?
(б) с трудом вспыхиваете и с трудом успокаиваетесь?
(в) с трудом вспыхиваете, но легко успокаиваетесь?
(г) легко вспыхиваете, но с трудом успокаиваетесь?
3. В каких ситуациях вы склонны к тому, чтобы рассердиться?
4. В каких ситуациях, когда другие готовы вспылить, вы, как правило, остаётесь спокойны?
5. На каких людей вы обычно гневаетесь?
6. На каких людей вы никогда или почти никогда не сердитесь?
7. Когда вы злитесь на кого-нибудь, — хотите ли вы, чтобы эти люди знали, что вы сердитесь на них или же стараетесь скрыть это?
8. Как часто вы разговариваете с людьми на повышеных тонах: ежедневно, еженедельно, ежемесячно?
9. Когда за последнее время ваш гнев был особенно неумеренным?
10. В каких случаях вы в действительности бываете не сердиты, но внешне действуете так, будто сердиты, для того, чтобы заставить кого-то, чтобы он сделал то, что ему следует сделать?
11. Забываете ли вы всё то хорошее, что сделал для вас человек, когда начинаете злиться на него? Как бы вы себя чувствовали, если бы кто-то поступал с вами так же?
12. Какие проблемы принесла вам склонность выходить из себя, и как вы терпели неудачи в прошлом из-за свой раздражительности?
13. Какой вред и боль причинила ваша раздражительность другим людям?
14. Насколько улучшились бы ваши взаимоотношения с другими людьми, умей вы контролировать свой гнев?
15. Приходилось ли вам терять над собой контроль во время приступа гнева?
16. В чём выражаются ваши безрассудные поступки, когда вы выходите из себя?
17. В чём выражалась ваша жестокость или насилиe, когда вы выходили из себя?
18. Случалось ли вам в порыве ярости бросать или разбивать предметы?
19. Разозлившись, — какого типа обидные слова вы произносите?
20. Какие выражения вы употребляете, когда разгневаны?
21. Заставлял ли вас гнев проявлять недоброжелательность?
22. Приходилось ли вам кричать на людей? Существуют ли среди них те, кто делают то же самое, что и люди, на которых вы не кричите?
23. Что вы чувствуете, когда кто-то кричит на вас?
24. Как вы узнаёте, что разгневаны? Осознаёте ли вы свою внутреннюю реакцию и напряжёность мышц в моменты своего гнева?
25. Приходилось ли вам когда-нибудь говорить: «Я не сержусь», но в глубине души испытывать гнев?
26. Приходилось ли вам когда-нибудь отрицать свой гнев, говоря: «Я не раздражён. Я лишь огорчён и раздосадован», или «Я не рассержен, я всего лишь зол», что, в принципе является иными терминами для гнева?
27. Легко ли вы распознаёте, когда в вашем голосе слышен гнев, даже если слова тáк не звучат?
28. Приходилось ли вам слышать свой голос, записанный на плёнку, когда в нём звучала злость и раздражение? Если нет, то не согласились ли бы вы попросить кого-нибудь записать ваш голос в то время, когда вы выходите из себя?
29. Бывали ли у вас головные боли или другие физические реакции, которые, возможно, случались из-за скрытого негодования?
30. Пoнимаете ли вы, сердясь на кого-то, какие уязвимые места были задеты в вас самих?
31. Какие мысли проносятся в вашем сознании непосредcтвенно перед тем, как вы начинаете терять самообладание?
32. Какие картины представляются в вашем воображении непосредственно перед тем, как вы начинаете негодовать?
33. Насколько неумение смириться к расстройством планов заставляет вас раздражаться?
34. Какие незначительные вещи раздражают вас и заставляют выходить из себя?
35. Приходилось ли вам сердиться из-за несправедливости? Она всего лишь раздражает вас, или же гнев заставляет вас принимать позитивные меры?
36. Реагируя на несправедливость слишком остро, — задаёте ли вы себе вопрос: «Насколько задето моё самолюбие и замешаны ли здесь личные интересы?»?
37. Раздражаетесь ли вы в ответ на чьё-то раздражение? Какие более конструктивные методы реагирования приходят вам в голову?
38. В каких случаях вы злитесь на человека, указывающего вам на ошибки? А в каких случаях не злитесь?
39. Как стрессовая ситуация отражается на вашем самообладании?
40. Какой эффект на вашу склонность терять самообладание оказывает бессонница?
41. Каким образом вы используете гнев, чтобы заставить людей подчинить сeбя вашей воле?
42. В случаях, когда ваш гнев выглядит чрезмерным по сравнению с реальной ситуацией, — отдаёте ли вы себе отчёт — чтó сама ситуация значит для вас, и почему она вызвала такой непомерный гнев?
43. Каковы наиболее осуждающие мысли, заставляющие вас гневаться?
44. В каких ситуациях ваш гнев — это злость на себя за свою слабость?
45. В какой степени ваше требование почестей и уважения к себе со стороны окружающих заставляет вас гневаться, потому что вы считаете чьё-то отношение к вам пренебрежительным?
46. Если кто-то предъявляет к вам требования, и вы уступаете — злит ли это вас впоследствии, или же вы испытываете положительные чувства из-за того, что сделали человеку доброе дело?
47. В какой степени человеческая некомпетентность выводит вас из себя?
48. Заставляет ли вас нервничать длительное ожидание?
49. Если вы собрались сделать доброе дело, — начинаете ли вы сердиться на того, кто непреднамеренно задерживает вас?
50. Злитесь ли вы на человека из-за того, что он отличается от вас?
51. Сéрдитесь ли вы на тех, кто не принял вашего приглашения или предложения?
52. Бывает ли, что вы прóсите о чём-то с раздражением в голосе, потому что мысленно ожидаете отказа?
53. Начинаете ли вы сердиться, если кто-то ставит под сомнение вашу точку зрения?
54. Начинаете ли вы сердиться на окружающих, если они отказываются следовать вашим указаниям и советам?
55. Bыплескиваете ли вы свою злость на членов семьи, pасстраиваясь на работе или в связи с учёбой ?
56. Вымещаете ли вы гнев на посторонних, когда рассержены на членов своей семьи?
57. Удавалось ли вам хладнокровно реагировать, когда кто-то сердился на вас? Что помогало вам оставаться спокойным?
58. В чём выражаются ваши попытки оправдать свою раздражительность, вместо того, чтобы постараться сдержать её?
59. Искренне ли ваше желание перестать раздражаться?
60. Сколько ещё часов в отведенной вам жизни вы собираетесь растратить на злость, гнев и раздражение?
61. Какие способы вы нашли для того, чтобы успешно контролировать свою вспыльчивость?
62. Что ещё могли бы вы сделать, чтобы помочь себе управлять своим нравом?
63. Как быстро вы можете заставить себя успокоиться после того, как вышли из себя?
64. Расматриваете ли вы каждый случай, когда гневаетесь, как урок, помогающий вам лучше понять самого себя?
65. Способны ли вы осознать — чтó скрывается за вашим гневом, когда вы сердитесь на кого-то?
66. Для того, чтобы избавиться от гнева на кого-либо, — задаёте ли вы себе вопрос: «А как видит создавшуюся ситуацию тот человек?».
67. Удавалось ли вам погасить свою раздражительность, начиная судить o человекe благосклонно?
68. В каких пяти случаях вам случалось рассердиться из-за того, что вы допускали ошибку в своих предположениях?
69. Hачиная злиться на кого-нибудь, — задаёте ли вы себе вопрос: «Как я могу знать наверняка, что у меня есть серьёзная причина для того, чтобы сердиться?»?
70. Удаётся ли вам, когда вы начинаете терять самообладание, смягчить раздражительность, изменив свой взгляд на источник раздражения?
71. Если бы вы перестали принимать всё на свой счёт, — во скольких случаях, когда вы раздражаетесь, вы могли бы отреагировать спокойно?
72. Если бы вы знали, что кто-то старается вывести вас из себя только лишь для того, чтобы испытать вас, — смогли бы вы сдержаться и не разозлиться? И если да, то смогли бы вы посмотреть на каждый случай, вызывающий в вас гнев, как на проверку вашего характера?
73. В состоянии ли вы были управлять своим раздржением, потому что кто-то присутствовал рядом?
74. Могли бы вы сдержать свой гнев, если бы знали, что кто-то снимает вас на фото или на видео?
75. Принимаете ли вы специальные меры, чтобы не потерять присутствие духа, когда чувствуете раздражительность?
76. Способны ли вы хранить молчание в моменты раздражения?
77. Сдерживаете ли вы дыхание в течение минуты, чтобы уменьшить свой гнев, если сéрдитесь на кого-то?
78. Считаете ли вы до десяти (или больше), чтобы не выйти из себя в моменты раздражительности?
79. Занимались ли вы когда-нибудь самоанализом в моменты гнева, чтобы описать — что именно вы испытываете на уровне физических ощущений (как ведут себя мышцы, сердце, желудок, лицо, руки)? Замечаете ли вы, что, сосредоточившись на этих ощущениях, вы отгоняете от себя гнев?
80. Если вы по природе своей очень чувствительный человек (что ведёт к тому, что вы часто раздражаетесь) — какой положительный или нейтральный выход вы иcпользуете для своей чрезмерной эмоциональности, чтобы не потерять контроль над собой?
81. Взяли ли вы за привычку представлять себя расслабленным и спокойным всегда, когда вам это необходимо?
82. Испытывая раздражение, — повторяете ли вы себе снова и снова успокаивающие слова, вроде: «душевный покой», «расслабленность», «спокойствие», «безмятежность»?
83. Если вы часто сердитесь на кого-то, — о чём вы можете попросить этих людей сказать вам, чтобы их слова помогли вам успокоиться?
84. Какие негативные побочные эффекты появляются у вас, когда вы пытаетесь держать под контролем свою раздражительность? Что можно сделать, чтобы избавиться от этих побочных эффектов?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.