Темы: Иудаизм и Христианство, Гиюр, Религия, Батшева Эскин
— Я был вашим пастором много лет и учил вас тому, во что искренне верил. Я больше не могу это делать. То, что я вам проповедовал, — оказалось неправдой.
По рядам пробежали недоумевающие шепотки. Пастор Карлос Виегас старался не смотреть в глаза своим прихожанам. Он не хотел знать, что они о нем думают. У него была только одна цель: попросить прощения и попрощаться с этими людьми навсегда, хотя это и будет очень больно. Он продолжал, слегка повысив голос:
— Я прошу прощения у каждого из вас за то, чему я вас учил. У меня не было намерения вас обманывать — я сам ошибался…
Это произошло около двадцати лет назад в евангелистской общине небольшого городка Белло на северо-западе Колумбии. Сегодня нет ни той общины, ни того пастора. Есть рабби Элад Виегас и синагога, которую посещают около трехсот новообращенных иудеев.
Карлос Виегас вырос в одном из самых бедных и опасных районов Колумбии. Преступные группировки, перестрелки, наркоторговцы, нищета, трущобы — да, его далекие предки совсем не так жили в Испании. Испанские евреи в 14-м веке прекрасно интегрировались в культуру и общество, занимали высокие посты, оказывали влияние на политические процессы. И когда они встали перед выбором: покинуть Испанию или креститься, — многие перешли в католичество, продолжая тайно соблюдать заповеди Торы. Инквизиция охотилась на еврейских «конверсо», ведущих двойную жизнь, жестоко пытала их и сжигала на кострах.
Предки Карлоса Виегаса бежали от Инквизиции в Колумбию, переплыв через всю Атлантику и причалив в порту Картахена на берегу Карибского моря. Но и там они не могли открыто соблюдать законы Торы: Инквизиция их настигала повсюду. Уходя всё глубже в подполье, не имея еврейских книг и раввинов, они всё больше удалялись от иудаизма, и только некоторые обряды продолжали передаваться от матери к дочери. С тех пор Южную Америку населяют миллионы евреев-христиан. Но в последнее время души некоторых внезапно стали просыпаться и устремились домой, в еврейскую веру.
Карлос Виегас стал членом евангелистской церкви лет в шестнадцать и к своим девятнадцати годам уже был известным пастором. Евангелисты — это такие христианские сионисты, у них очень принято ездить в Израиль, и Карлос в 1998-м году тоже отправился в Иерусалим, чтобы больше узнать о Святой земле, о её культуре и о её связи с христианством.
Узнал он совсем другое. Карлос с удивлением понял: многое, что было принято в его семье, оказывается, было отголосками иудаизма! Омовение рук перед едой, спрятанные внутри католических статуэток мезузы, отдельные печи для Пасхи — всё было очень знакомо и близко. Всё еврейское отзывалось в нём так, как будто его душа была настроена в унисон с этим городом, с этими людьми, с этой историей…
Но Карлос был не просто одним их прихожан — он был лидером протестантской общины. На нем лежала ответственность за 3000 людей, которых он наставлял и обучал. Мог ли он предать их? А оставляя всё по-прежнему — не предаёт ли он сам себя? Карлос думал об этом несколько ночей, но так и не пришел ни к какому решению. Чувство трепета, которое сопровождало его в Иерусалиме, в Белло постепенно угасало. Карлос продолжил проповедовать в церкви, прихожане, как и раньше, приходили к нему с вопросами, и он терпеливо отвечал, рассказывал, объяснял смысл непонятных строк евангелия… Всё шло, как и до поездки в Израиль. Только почему-то, в очередной раз перекладывая закладку в Библии на другую страницу, Карлос вздыхал. Изображенная на ней Звезда Давида как будто звала его туда, куда не было пути.
Жизнь перевернулась в один момент. Однажды Карлос выступал с лекцией перед 40 членами общины на ферме своего отца. Закончив выступление, он шел к своей машине, и вдруг —
Чьи-то руки схватили его и бросили на землю. Дуло пистолета жёстко воткнулось ему в затылок. В запястья впились пластиковые стяжки. Еще десять минут — и пленник оказался в густых джунглях, один, в окружении похитивших его преступников.
Бандиты рассчитывали на хороший выкуп — или со стороны состоятельного отца Карлоса, или со стороны евангелистской церкви. Они запросили сумасшедшую сумму в 100 миллионов песо, которую собрать было нереально.
Тридцать дождливых, похожих один на другой, дней. Холод, сырость и одиночество. Куртка вместо подушки, она же — вместо одеяла. Тарелка пустого риса один раз в день. Издевательства охранников, тыканье в лоб пистолетом, угрозы пристрелить. И — безнадежность, полная безнадежность.
У Карлоса ничего не было, кроме Библии. Её-то он и читал целый день, каждый день. Этот томик весь испещрен подчеркиваниями и заметками. Особенно те главы, где описываются страдания еврейского народа в египетском рабстве, и то, как Вс-вышний дал евреям силы вынести невыносимое, — и вывел на свободу. «Для Б-га нет ничего невозможного, — иногда думал Карлос. — Он избавил от рабства целый народ — может спасти из плена и меня…» Порой он думал совсем иначе: «Так и подохну в этих джунглях, как собака. А что я успел сделать в жизни?..»
В конце концов, после долгих переговоров и уговоров, бандиты согласились отпустить Карлоса за гораздо меньшую сумму. Проведя 30 дней в плену, Карлос вернулся домой другим человеком. Его тело было крайне ослаблено, врачи не знали, какую болезнь лечить в первую очередь. А душа была жива как никогда и жаждала перемен!
Там, в плену, Карлос понял такую простую вещь, которую на свободе он никогда не ощущал: что будет завтра — никто не знает; только этот самый момент, в котором я нахожусь сейчас, — вот что имеет значение. Что я делаю в этот самый миг? О чем я думаю в эту секунду? Чего я хочу, чего я боюсь, на что рассчитываю? Ведь следующая секунда может просто не наступить для меня в этом мире…
В 2004 году Карлос снова полетел в Израиль. Ему было необходимо прояснить для себя несколько важных вопросов. Карлос нашел в Иерусалиме раввинов, которые говорили по-испански, подолгу говорил с каждым из них: об иудаизме, о христианстве, о Храме, об Иерусалиме, о заповедях, о шабате, а главное — о смысле Творения.
Вернувшись в Колумбию, Карлос собрал свою общину и выступил перед ней с тем самым обращением, где признался, что не может и не хочет им лгать — поэтому он уходит из церкви и посвящает себя изучению иудаизма. Никто не ожидал от пастора ничего подобного. Минутная тишина сменилась хаосом: кто-то выкрикивал слова протеста, кто-то перешептывался с соседом, какие-то женщины плакали…
В общине было около 3000 человек. 2400 из них ушли в другие церкви. 600 — решили остаться с любимым пастором, который уже не был пастором, и учиться у него новому знанию.
Сотни глаз смотрели на Карлоса — выжидательно, с надеждой. Чему он будет их учить теперь? Это он пока плохо себе представлял: он перестал быть евангелистом, но его знания в иудаизме были неглубоки, да и евреем он не был. Карлос стучался в ворота колумбийских синагог и в двери к раввинам, но не встречал понимания и желания помочь.
Тем не менее, здание церкви постепенно превратилось в синагогу. Там теперь учили не евангелия, а еврейский Закон и Пятикнижие. Почти через 4 года Карлосу и его подвижникам удалось привезти из США в Белло раввинский суд, бейт-дин, который согласился сделать гиюр членам общины: к тому времени из 600 человек в ней осталось 300. 72 человека были обращены в иудаизм на первом этапе, и постепенно гиюр прошли все 300. Еще два года бывший Карлос, а теперь — Элад, провел в ешиве в Израиле, получил там раввинское звание (смиху) и вернулся к своей пастве, в Белло.
Развивать общину было тяжело. Ее члены — простые люди, с очень средними доходами. Покупка талитов, тфилин, молитвенников — на всё нужно было искать средства. Много лет у них не было миквы, и женщины, рискуя жизнью, совершали омовение по ночам в речной воде — а в некоторые сезоны течение рек в Колумбии бывает очень бурным. Сейчас уже и красивая кошерная миква есть у рабби Элада, и Свитки Торы, и молитвенники, и приобретенный для еврейского кладбища участок земли… Чего же нет?
«Мы — потомки тех евреев, которых заставили принять христианство», — говорит рабби Элад. — «Католическая церковь вечно сомневалась в искренности наших предков. Католики подозревали их в том, что они крестились ради выгоды. А сейчас происходит нечто обратное: еврейская община все время сомневается в нас — мы действительно все дружно почувствовали необходимость восстановить свои корни и стать евреями? Или, может быть, мы тайно ходим в церковь?!»
Эти новые-старые евреи твердо верят, что их души были там, у подножия горы Синай, и получили Тору — для себя и своих потомков. Столетиями для них были закрыты многие двери, но только благодаря этой отверженности они сохранили узкий мостик, по которому сейчас смогли вернуться к Б-гу.
* * *
Пророки обещали нам, что в Конце Дней Всевышний вернёт к Себе и тех евреев, которые были совсем далеки от своих корней. И действительно, Творец приводит домой всех Своих потерянных детей, всех до единого. Колумбийские общины прозелитов в последние годы не растут, несмотря на то, что в них создаются семьи и рождаются дети. Евреи покидают Южную Америку, чтобы жить на своей родине, на Святой Земле!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»