Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Отношения между людьми
А) Любовь без замечаний и нареканий — не настоящая любовь (Beraishit Rabbah 54:3).
Б) Увидев, что у кого-то имеется недостаток, постарайтесь помочь человеку избавиться от него, вместо того, чтобы осуждать. Рабби Носон Цви Финкель подчёркивал, что с помощью поддержки вы часто можете получить удивительные результаты в воздействии на окружающих, чтобы исправить их недостатки. Дружеские слова поощрения и похвала обладают большой силой и могут в значительной степени помочь людям стать лучше (Hameorot Hagdolim, p.255).
Если вы искренне хотите повлиять на человека, чтобы он стал лучше, в большинстве случаев самый действенный способ для этого — чувствовать любовь к нему и стараться общаться с ним с любовью (ibid. p. 253).
В) Желая оказать влияние на кого-нибудь, сосредоточьте внимание на его хороших качествах и старайтесь судить его благосклонно за оплошности. Таким образом вы сумеете помочь ему стать лучше (Rabbi Nachman of Breslav; Likutai Aitzot, Tochacha).
Г) Заповедь любви к ближнему возлагает на нас обязанность — помогать людям, особенно, когда мы замечаем их недостатки. И если вы чувствуете такую обязанность, даже не имея возможности помочь советом или дать рекомендацию, необходимyю для того, чтобы ему исправиться, вы, по крайней мере, можете молиться за него. Моли́тесь, чтобы он исправил свои отрицательные наклонности и чтобы преуспел в изучении Торы (Maarchai Laiv, p.97).
Д) И хоть мы, обычно, должны концентрироваться на достоинствах окружающих, а не на их недостатках, если вы можете помочь человеку устранить ошибку, правильно будет постараться приложить усилия и определить эти промахи, чтобы помочь от них избавиться (Ralbag; Hadaiot Vehamidot 32:3).
E) Стараясь исправить недостатки ближнего, включите и себя в этот процесс (Rabbi Nachman of Breslav; Sefer Hamidot, Tochacha, no.5).
Если вы не скрываете от того, кого стараетесь исправить, что у вас у самого имеется или имелся такой же недостаток, это успокоит его, и он скорее прислушается к вашим советам.
Ж) Если кто-то из ваших знакомых сделал что-то неподобающее, не испытывайте к нему неприязнь за это, ибо вы, таким образом, покажете изначальное отсутствие вашей любви к нему. Если же вы искренне лю́бите человека, вам будет больно оттого, что он сделал что-то нехорошее, так же, как если бы это сделал ваш ребёнок или ваш брат. Любя кого-то, вы стараетесь дать ему наставление с глазу на глаз и говорить с ним в приятной манере и с сердечной любовью (Dubner Magid; Sefer Hamidot,shaar sinah, ch.4).
З) Если же вам не удастся выразить благодарность и дать высокую оценку томy, чтó вы видите в поступках и качествах другого человека, он может возмутиться, когда вы проя́вите своё недовольство (see: Pachad Yitzchok, Igrot Uktavim, p.286).
И) Хазон Иш заметил: «Существуют дела, подпадающие под категорию либо добpа, либо зла. Например, если кто-то злонамеренно бьёт другого, это, без всякого сомнения, неправильный поступок. И наоборот, если кто-то даёт поесть страдающему от голода человеку, это явно благородное дело. Но бывают случаи, когда оценка определённого поступка — как хорошего, так и плохого будет зависеть не только от самогó деяния, но и от намерений того, кто это деяние совершил. Критика и выискивание недостатков подпадают под эту категорию. Если критикан и брюзга находит удовольствие в своих придирках, его деяние есть зло. Если же его искренние намерения состоят в том, чтобы помочь человеку исправить свои ошибки и вырасти в духовном плане, тогда его поступок уместен и хорош» (P'air Hador, vol.4, p.159).
К) Желание исправить чьи-то недостатки — это как пользование острым ножом. Иногда необходимо воспользоваться очень острым ножом, а в иной ситуации это очень рискованно. Будьте особенно осторожны, чтобы не подчёркивать человеку его вину, недостатки, ошибки, промахи, когда он зол или как-то расстроен (Bayit Neaman, p.27).
Это особенно важно знать родителям, когда они хотят сделать замечание или наказать детей, а также супругам, когда они хотят указать друг другу на ошибки. Очень ли вы расположены прислушиваться к кому бы то ни было, когда разгневаны? И другие тоже не станут слушать вас, когда они выведены из душевного равновесия. Если вы искренни в своей цели помочь человеку исправиться, постарайтесь найти для этого подходящее время.
Л) Желая помочь кому-то исправить свои недостатки, помните, что своей острой и обидной критикой вы не добьётесь успеха. Hеправильный подход oчень часто причиняет больше вреда, чем добра (Bayit Neaman, p.34).
Чем больше любви и заботы вы выразите как словами, так и интонациями, тем больше у вас шансов добиться успеха, заинтересовав собеседника, чтоб он прислушался к вашим словам. Не переставайте спрашивать себя: «Как мне выразить свои слова в более приятной форме?».
М) Когда наставник видит в ученике серьёзный недостаток, он не должен пользоваться этим в качестве оправдания, чтобы перестать наставлять его. Скорее, ему следует приложить особые усилия и постараться помочь тому ученику исправить этот недостаток (Alai Shur, p.268).
Есть люди с очень развитой интуицией, и они быстро подмечают многое в характерe чьей-то личности. Это можно использовать очень конструктивно. Но существует опасность, что кто-нибудь может воспользоваться этой своей способностью в качестве средства, чтобы смотреть на других свысока. Заметив в человеке какой-нибудь недостаток, спросите себя: «А что лично я могу сделать, чтобы помочь человеку стать лучше?».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»