Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Отношения между людьми
А) Глядя на человека, вы полагаете, что всё, что знаете о нём и его недостатках — сущая правда. Но ведь вполне вероятно, что у оцениваемого вами человека есть множество достоинств, о которых вы не догадываетесь. Более того, всегда возможно, что у него есть определённые заслуги, которых может и не много, но они значительны по своей ценности. Поэтому любому человеку невозможно дать истинную оценку другому (Chovot Halevavot 5:5).
Б) Когда вы сталкиваетесь с каким-либо событием, в нём всегда могут оказаться детали, которые пройдут мимо вас. Очень часто, знай вы эти подробности, вы бы не осуждали человека за то, чтó он сделал, либо могло оказаться, что он действовал правильно в тех конкретных обстоятельствах (Chafetz Chayim; Shmirat Halashon: shaar hatvunah, ch. 4 and 5).
В тот день, когда я написал вышеприведенные строки, а натолкнулся на подходящий пример. Один человек публично выразил недовольство, что некто получает чересчур высокую зарплату. Но другой человек, хорошо знавший обстоятельства дела, встал на его защиту. У того, кто подвеpгся атаке, была прежде аналогичная должность, и зарплата его была гораздо больше, чем сейчас. Ho oн согласился на меньшие деньги, чем прежде, и задачи в его новой должности были чрезвычайно сложны. То, что выглядело как злоупотребление, оказалось принесением себя в жертву другим.
Существует выражение: «Любое описание — это как карта. А карта — это не реальная территория». То есть, карта города это ещё не сам город, а всего лишь символическое описание города, и всегда существует множество деталей, которые упущены. Так что, если человек делает словесное описание какой-нибудь ситуации или события, он никогда не отражает точно то, что в действительности произошло. Детали всегда отбрасываются или переиначиваются. Понимание этого поможет вам воздержаться от поспешного суждения.
В) Одним из лучших способов понять — насколько часто люди бывают несправедливо обвинены, является составление списка тех случаев, когда вас лично в чём-нибудь обвиняли, хотя вы были уверены, что вашей вины в том не было. А затем сделайте ещё один перечень случаев — когда кого-то другого несправедливо осуждали. И когда вы готовы осудить человека, вспомните на минуту об этих списках и поймите, что всегда имеется вероятность, что вы упрекнёте eгo за то, чeгo он не совершил, за то, о чём он не подумал плохо, за то, в чём он вообще не виноват, и т.д.
Г) Каждый раз, когда вы нехорошо отзываетесь о ком-то, появляется вероятность, что вы сгустили краски и завысили негативность того, чтó он совершил. Поэтому, отзываясь о ком-то непочтительно, вы не только виновны в произнесении лашон hара, которое относится к правдивым сообщениям, но вы часто клевещете на человека за то, чего он не совершал, или за недостаток, которого у него нет (Ahavat Maishorim, p.33).
Д) Рабби Самсон Рафаэль Гирш писал, что довольно часто «На основании одних лишь слухов, без того, чтобы выслушать самогó человека, без того, чтобы спокойно обдумать и учесть все вероятности, мы кидаем камень осуждения в нашего ближнего и убиваем в своём сердце уважение и любовь, на которые у него есть все права».
Рабби Гирш делает вывод: «Лучше пусть сто человек будут оценены чересчур благосклонно, нежели об одном человеке будет составлено несправедливое суждение.» (Horeb, vol.1, p.58).
E) Иногда люди дают правдивую информацию о человеке, но, упуская некоторые подробности, они искажают истину. К примеру, свидетели однажды рассказали, что видели человека, евшего в Тeша Б'Ав — (9 числа месяца Ав — день поста). Да, факт имел место. Но они злоумышленно не уточнили, что в тот год 9-е Ава выпал на субботу и, естественно, пост был перенесён на следующий день. И хоть тот человек ел 9-го Ава, его трапеза не содержала в себе греха (see Jewish Leaders, p.60).
Ж) Завидев двух ссорящихся, всегда принимайте во внимание, что одна из сторон может иметь претензии, о которых знают только он и его оппонент, и он не желает разглашать или обсуждать их с кем-либо. Поэтому как человек посторонний, вы никогда не можете с уверенностью сказать, что обладаете всей информацией, необходимой, чтобы сделать компетентное суждение o том, что верно, а что — нет. Понимание этого помешает вам несправедливо осудить другого человека (Even Haazel, vol.8, Daiot 6:8).
З) Вот что говорил Рабби Элиягу Клецкин, Раввин Люблина о людской склонности иметь предубеждение к тем, кто отличается от них: «Существует очень пагубная наклонность, преобладающая в большинстве людей. И её трудно объяснить иначе, чем своего рода моральным помешательством. Она, скорее, выглядит как нездоровый взгляд, который был привит плохим воспитанием или привычкой. Человек обладает ложным чувством, что его национальное самосознание предполагает презрение и неприязнь к каждой расе или национальности. Если, скажем, в его жилах течёт тевтонская кровь, он чувствуют себя обязанным презирать галлов и норманнов, хоть они и близки друг другу в расовом отношении. Когда писатели характеризуют другие народы, они приводят в качестве примеров и символов наиболее позорящие и унижающие элементы, обрисовывая тех самыми тёмными красками и приписывая им самые презренные и жалкие качества. Их читатели вводятся в заблуждение, думая, что эти странные, непонятные люди действительно грешники, преступники и дегенераты, забывая, что все эти неприятные характеристики являются плодом фантазии писателя. Порок национальной ненависти можно увидеть и в среде наших собратьев. Очевидно, что дух национальной гордости — полезный, пока он только находится под контролем, в ином случае это может стать наказанием для человечества» (Even Pinah, cited in Jewish Leaders, p.336).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»