Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие, Самосовершенствование
А) Для того, чтобы изменить себя, необходимо найти конкретные методы, подходящие к вашей конкретной личности и конкретной ситуации. Индивидуальные нужды каждого человека различны, поэтому, если вы искренни в своём желании стать лучше, вам необходимо серьёзно обдумать эти вопросы, чтобы составить план для самосовершенствования (Torat Avraham, p.410).
Б) Рамбам предлагал следующее для обретения положительных свойств характера, чтобы они стали составной частью вашей личности: «Исполняйте снова и снова то, что вы хотели бы сделать частью своего характера, пока автоматически не станете всегда поступать таким образом» (Hilchot Daiot 1:7).
Рабби Яков Ицхaк, известный как Иеhуди hаКaдош, говорил: «Тому, кому трудно совершать добрые дела, следует постепенно приучaть себя помогать другим. Сначала он должен приложить усилие и заставить себя дать ближнему щепотку табаку или другой маленький подарок. Маленькая любезность вроде этой приведёт вас к привыче помогать другим людям, и вы сможете совершать и бóльшие добродетели» (Nifloat Hayehudi, p.58).
В) Рамбам писал: «Ведите себя в манере, крайне противоположной вашему недостатку до тех пор, пока не нау́читесь поступать где-то между этими крайностями. К примеру, если у вас дурной нрав и вы легко теряете самообладание, постарайтесь совершенно не обращать внимания на все оскорбления, пока вовсе не перестанете злиться, когда вас оскорбляют. Если вы заносчивы и самонадеянны, старайтесь вести себя особенно скромно и безропотно, пока не перестанете чувствовать гордыню. А после этого можете вести себя где-то между этими крайностями» (Hilchot Daiot 2:2).
Человек был послан в этот мир, чтобы разрушить свои естественные cклонности к отрицательным чертам характера. Если у вас имеется природная наклонность к упрямству, примите твёрдое решение, что в следующие сорок дней будете делать всё в противоположность тому, что любите делать. Если ленивы — в следующие сорок дней делайте всё как можно быстрee. Например, не откладывайте, когда наступает время отойти ко сну, а рано утром, проснувшись, сразу вскакивайте с постели. Если вы стеснительны, нерешительны или легко смущаетесь в присутствии других людей, читайте молитвы и занимайтесь учёбой очень громко (Tzetel Katan of Rav Elimelech, no.16).
Г) Если вам не хватает внутренних стимулов или инициативности, существует метод для создания внутреннего ощущения — вести себя внешне так, будто вы уже полны энтузиазма и энергии. Ваши внешние действия и поступки оказывают влияние на внутренние ощущения. У человека всегда имеется больше контроля над своими действиями, нежели над своими эмоциями. Если вы воспользуетесь тем, чем в состоянии управлять, то в конце концов обретёте контроль и над тем, что пока не находится в вашей власти (Mesilat Yesharim, ch.7).
Д) Рабби Исраэль Салантер настоятельно рекомендовал каждому из своих учеников составлять список тех высказываний наших мудрецов, которые оказывают на них положительный эффект. В этот список необходимо постоянно заглядывать, дабы он служил постоянным напоминанием (Chayai Hamussar, vol.2, p.154).
Рабби Салантер говорил также, что если вы хотите изменить себя в определённой области, возьмите одно высказывание и повторяйте его снова и снова. Если вы часто думаете о чём-нибудь, это мысли внедряются глубоко в сознание и оказывают на вас сильное воздействие. И даже если вы не добавляете новых мыслей к тем принципам, которые повторяете, то всё равно намного глубже прочувствуете эти идеи, и они изменят вас (Michtav Mi Eliyahu, vol.1, p. 260-261).
Е) Ещё один побуждающий фактор, который заставит вac оставаться решительным в достижении цели — объявитe друзьям и родным о своём решении. Например, вы можете заявить своим знакомым, что работаетe над своим недостатком — легко выходить из себя. Рассказывая окружающим о своих попытках преодолеть в себе плохую привычку, вы возлагаете на себя общественное давление, не позволяющее отказаться от высказанного вслух обязательства. Mы должны стараться преодолеть своё стремление к одобрению со стороны окружающих и делать то, что положено делать без каких-либо скрытых мотивов. Но чтобы оставаться верным своему решению, используйте любые средства, пока вам не удастся избавиться от пагубной привычки (Erech Apayim, p.73).
Ж) Если вы заинтересованы в том, чтобы совершить доброе дело, то можете, порой, чувствовать обескураженность: «Ну как я могу продолжать делать это на протяжение долгого времени? — спрашиваете вы себя». «Да, я не возражал бы сделать это разок или в течение короткого периода времени, но не собираюсь брать на себя долгосрочные обязательства». Чтобы решить проблему, нужно сказать себе: «Я сделаю это всего лишь разок» или «Я буду делать это в течение короткого периода времени». Позже можно передумать и принять решение продолжить, но, по крайней мере, поначалу вы не будете чувствовать обескураживающего бремени (Michtav Mi Eliyahu, vol.3, p.293).
З) Одним из самых мотивирующих факторов для совершения хороших поступков является умение представить себе, что этот день может быть последним днём в жизни человека. Любомy не трудно поступать любезно, зная, что это его последний день. Любой человек может облагородить своё поведение и совершить добрые дела в последний день своей жизни. Поэтому очень полезным инструментом в самосовершенствовании является повторение фразы: «Исправь себя за день до смерти». Повторяйте её снова и снова даже без того, чтобы постараться постичь её содержание умом. Повторяя эту фразу достаточно часто, человек сумеет постичь на эмоциональном уровне реальность своей смерти и легко обретёт необходимую энергию для того, чтобы стать лучше, прежде чем он потеряет возможность сделать это (Rabbi Yeruchem Leibovich; Daat Chochmah Umussar, vol.1, p.114).
И) Работая над различными аспектами своего поведения, неплохо было бы делать это вместе с близким другом. Скажите ему — какого рода поступки и в каких областях вы хотите улучшить и попросите его указывать и напоминать вам o любыx вашиx ошибкax (Erech Apayim, p.78).
К) Представьте, что вы уже действуете именно так, как хотели бы. Мысленно тренируйтесь в том поведении и в тех поступках, которые находите сейчас трудными для себя. Повторяйте умозрительно данное упражнение снова и сновa, пока это не станет частью вас самих. Если тренировать себя мысленно, ярко представляя желаемое, это почти как испытывать наяву, и представление может оказать глубокий эффект на ваше поведение (see: Yesod Veshoresh Hoavodah 1:11).
Л) Но если вы действительно хотите изменить своё поведение, для этого совсем недостаточно только лишь принять решение. Необходимо изменить, преобразовать окружающую вас обстановку и условия таким образом, что вы просто будете вынуждены измениться (Мichtav Mi Eliyahu, vol.3, p.293).
М) Иногда лучший способ избавиться от плохого качества — это знать о противоположном ему хорошем свойстве, над улучшением которого можно работать, и, таким образом, от плохого вы избавитесь автоматически. Например, если человек проявляет признаки безжалостности и бессердечия, ему может быть трудно работать над избавлением от этих качеств напрямую. Но он может работать над обретением качества милосердия и сочувствия к другим людям (он может изменить своим правилам, чтобы позаботиться о больном или обиженном человеке, и т.д.) и, поступая таким образом, он перестаёт быть настолько бессердечным, насколько был прежде (Divrai Yehoshua 2:4).
Н) Испытывая сильную неприязнь к чему-нибудь, вы не станете этим заниматься. С другой стороны, когда вы получаете удовольствие от какой-то работы, то хотите делать её как можно чаще. И хоть это очевидно и понятно любому, тем не менее, не каждый знает, что в нас заложена способность сознательно развить в себе нелюбовь к тому, чего мы желаем избежать и проявить любовь к тем вещам, которые нам нравится делать. К примеру, вы можете постоянно твердить себе, что не вынóсите, когда о ком-то отзываются с презрением. И если вы будете повторять это достаточно долго, то на самом деле станете испытывать отвращение к лашон hара. Или же можете повторять себе, что сильно желаете совершать добрые дела, пока не сформируете в себе непреодолимое желание совершать хесед (Rabbi Shmuel Houminer; Aitzah Vesoshiyah).
О) Способы работы над каждым свойством характера зависят от каждой конкретной характеристики. Есть качества, над которыми следует работать, меняя свои взгляды и мысли. Другие свойства можно изменить, работая над поведением и поступками. А есть такие, над которыми нужно трудиться, меняя и мысли со взглядами и поступки. Но и здесь — в определённых ситуациях вам необходимо будет работать над поступками прежде, чем работать над взглядами, а в других ситуациях — взгляды следует изменять прежде, чем поведение (Torat Avraham, p.393).
Чтобы проиллюстрировать эту мысль, мы обсудим два качества, обладающиe очень негативными последствиями — гордыню и похоть. Способы стать лучше в каждой из этих областей различны. Преодолеть в себе гордыню и обрести скромность следует через изменение своего прежнего образа мышления. Крепко задумайтесь о том, что вам не хватает интеллекта и способностей. То, над чем вам предстоит работать — это терпение и терпимость к окружающим, а также стремление избегать почестей. Здесь порядок работы над собой, несомненно, заключается в том, чтобы сперва работать над изменением своих взглядов и только потом постараться изменить внешнее проявление своих поступков, которые будут демонстрировать скромность и смирение. Но если человек будет пытаться действовать как скромняга, но не изменит при этом своего внутреннего отношения к скромности, он будет лицемером, у которого совершенно отсутствует это качество — скромность. Что же касается борьбы с похотью, первым шагом должна стать работа над изменением своего поведения. Как разъясняется в «Месилат Иешaрим» («Путь праведных»), — человек должен возвести ограждение и быть твёрдым в своей решимости контролировать собственные плотские вожделения. Он должен также работать над своими принципами, чтобы увидеть — насколько невыгодно и теоретически опасно следовать за страстями. В этом случае, отказ от прежних взглядов является одним из средств для облегчения работы над своим поведением (ibid., pp.393-394).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»