Темы: Археология, Храм, Еврейская история, Ковчег Завета, Храмовая гора
Многие помнят, как герой американского фильма «В поисках утраченного Ковчега» археолог Индиана Джонс охотился за пропавшим Ковчегом Завета по всему Египту. Такой археолог действительно существовал, и звали его Вендил Джонс, но устремился он за Ковчегом не в Египет, а в Израиль, причем не только ради науки, денег или славы.
Началось всё с обнаружения и расшифровки Медного Свитка. Это самый загадочный из знаменитых Свитков Мертвого моря — крупнейшего литературного и археологического открытия нашего времени. Более 900 рукописей со священными текстами пролежали нетронутыми около двух тысячелетий в пещерах Кумрана в Израиле и случайно были обнаружены в середине ХХ века арабскими пастухами. Когда ученые занялись расшифровкой свитков, они получили множество доказательств достоверности Библии. Кроме того, рукописи впервые рассказали о жизни, уставе и мировоззрении членов иудейской секты «Яхад», предшественников ранних христиан.
Медный Свиток отличается от других документов Кумрана — он написан не на пергаменте, а на тонком листе меди, и содержит список тайников, в которых были спрятаны сокровища Храма накануне его разрушения римлянами. В Медном Свитке перечислены и сосуды с золотыми и серебряными монетами, и слитки золота, и золотая храмовая утварь. После того, как ученым удалось разобрать и опубликовать содержание свитка в 1956-м году, за многомиллиардными утерянными сокровищами началась настоящая охота. Еще бы — ведь речь шла как минимум о десятках тонн золота и серебра!
Сотни искателей стекались в Израиль, чтобы заняться поисками тайников. А американец Вендил Джонс в 1967 году и вовсе переехал в Иерусалим и перевез сюда свою семью. К тому времени он уже прошел духовный путь от должности баптистского пастора через еврейскую религиозную школу талмуд-тора до активного участника общины Бней-Ноах — не-евреев, принявших на себя семь законов Ноя.
Проведя множество исследований и изучив сотни источников, Джонс пришел к выводу, что Ковчег Завета нужно искать в «гроте с двумя колоннами и куполообразным сводом», который указан в Медном Свитке. Грот находится в Иудейской пустыне примерно в 30 километрах к востоку от Иерусалима, в долине Ахор, в подземном убежище, в который можно попасть по переходу прямо из-под Храмовой горы.
Долина Ахор — имя почти нарицательное. Там был казнен человек, который позарился на золото Иерихона и вошел в город, несмотря на запрет Вс-вышнего. Про ту же самую долину Ахор пророки Ошейя и Йешаяу говорят как о «вратах надежды» и «месте отдыха», то есть они видели в этой долине связь с будущим обновлением и Избавлением! Вендил Джонс начал раскопки в том месте, в котором предполагал найти Ковчег Завета, — но ничего не нашел. Он не сдавался и продолжал свои исследования, которые даже частично увенчались успехом — в 1988 году его археологическая команда обнаружила в одной из пещер Кумрана кувшин с бальзамовым маслом для помазания на царство законных израильских царей! Это было важнейшим открытием, но… Но Ковчег по-прежнему оставался скрыт.
Вендилу Джонсу не удалось ни подтвердить свою теорию о местонахождении Ковчега, ни опровергнуть. Однажды, уже спустившись в тоннель под Иерусалимом вместе с сыном и пройдя под землей 1 час 20 минут в сторону Мертвого моря, он подумал: «Здесь так много ответвлений. Зря мы не взяли ничего, чтобы отмечать маршрут. Лучше вернуться и прийти в другой раз с мотком веревки». И тут Вендил совершил ошибку: он попросил разрешения на своё путешествие по туннелю у израильских властей. Он не знал, что бюрократическая машина гораздо легче выдает прощение за проступки, нежели разрешение на действия. Вместо разрешения Джон получил категорический запрет. Он умер в 2010-м году, так и не исполнив свою мечту.
Вендил Джонс верил, что только когда Ковчег будет найден, все евреи вернутся в Землю Израиля, где демократическое правление сменится правлением Санхедрина — совета мудрецов Торы, — и тогда на Ближнем Востоке наконец наступят мир и благоденствие. Вот это всё — благодаря нахождению старинного артефакта?!
Ковчег Завета (на иврите — Арон а-Брит) — не просто артефакт, а одна из важнейших еврейских святынь, хранилище Скрижалей. 10 заповедей, которые были написаны на этих Скрижалях, стали основой морали и для еврейского народа, и для всех христиан и мусульман. «Не убей, не укради, уважай родителей, соблюдай субботний день» — эти и другие предписания впервые были даны на горе Синай Моисею — чтобы он научил этим главным правилам жизни евреев. Сами Скрижали, по велению Вс-вышнего, были помещены в Ковчег Завета.
Ковчег представлял собой деревянный, обитый золотом, ларь, по углам которого располагались четыре золотых кольца, в которые вставлялись два шеста для переноски. На золотой крышке ларя были установлены скульптурные изображения крувим, крылатых ангелов. Тора пишет, что когда Сам Б-г говорил с Моисеем, то Его голос спускался с Небес на покрытие Ковчега между крувим.
Пока евреи ходили по пустыне, Ковчег оставался внутри Скинии (переносного Храма). Скинию несли левиты в нескольких сотнях метров впереди всего народа. В Земле Израиля Ковчег перемещался туда, где находился временный Храм. Когда был построен Иерусалимский Храм, Ковчег со Скрижалями занял своё постоянное место в его Святая Святых. После разрушения Первого Храма он исчез — и до сих пор не найден.
В Танахе упоминается, что Храмовые сосуды были похищены вавилонскими захватчиками и доставлены в Месопотамию, но про Ковчег там ничего не сказано.
В Книге Хроник II (35:3) комментаторы находят намек на местонахождение Ковчега. Там говорится, что за 22 года до разрушения Храма царь Йошияу приказал левитам вынести Ковчег из Святая Святых и перенести его в «дом, который построил Шломо, сын Давидов, царь Израильский». Получается, что мудрый царь Шломо (Соломон), предвидя будущие бедствия, уже при строительстве Храма предусмотрел план эвакуации Ковчега Завета и спроектировал подземную камеру, в которую можно было попасть только через сложную систему скрытых туннелей под Храмовой горой в Иерусалиме. В час опасности Ковчег перенесли в назначенный ему тайник, где он находится и по сей день. Последним видевшим его человеком, по свидетельству пророка Йешаяу, был царь Хизкияу.
Примерно в одно время с Вендилом Джонсом Ковчег Завета искал и рабби Йеуда Меир Гетц. В отличие от Вендила, он доверял Талмуду, где сказано, что тайник со Скрижалями находится непосредственно под Храмовой горой. После Шестидневной войны, когда Старый город Иерусалима впервые попал под суверенитет Израиля, археологи бросились к подножию Храмовой горы, предвкушая поразительные открытия. И действительно, очень скоро под площадью Западной стены (Котеля, или «Стены плача») на уровне улиц 2000-летней давности они обнаружили серию туннелей (тех самых, которые исследовал и Джонс). Сегодня это место открыто для публики, по туннелям Котеля водят экскурсии, но исследована лишь небольшая часть подземного города, и многое продолжает оставаться скрытым от глаз.
Туннели Западной стены стали для рабби Гетца вторым домом. Каждый участок Стены Плача, который обнаруживали рабочие, он тут же обозначал как место молитвы, чтобы не допустить его превращение в археологический или туристический объект.
Всю жизнь рабби Гетц искал точное место Святая Святых, полагая, что Ковчег Завета со Скрижалями находится там, как и во времена царя Хизкияу. Самая близкая точка к Святая Святых, к которой можно подойти из туннелей, давно известна. Это место было открыто британскими археологами в середине 19-го века и получило название по имени одного из них — Ворота Уоррена. Во времена Храма они использовались как один из выходов на Храмовую гору. После разрушения Второго Храма их замуровали. В прилегающем к ним подземном помещении в период мамлюкского завоевания Иерусалима действовала синагога, ее называли «Меара» (Пещера). Крестоносцы вырезали евреев Иерусалима, собиравшихся в синагоге, а само помещение превратили в цистерну для воды.
Неожиданно, в июле 1981 года, рав Гетц получил сообщение от инженера, работавшего в туннелях Западной стены, что в воротах Уоррена открылась щель в несколько десятков сантиметров! Рав Гетц прибыл на место с большим волнением. Он чувствовал, что туннель приведет его к Святая Святых.
Рав Гетц немедленно поделился своими намерениями с главными раввинами того времени, равом Шломо Гореном и рабби Овадией Йосефом, и в полной тайне привел их на место, где они письменно подтвердили, что, с точки зрения еврейского Закона, нет препятствий к тому, чтобы он вошел через ворота Уоррена под Храмовую гору. Рав Гетц увидел, что туннель был затоплен водой и грязью и вёл прямо под мечеть «Купол Скалы» — мечеть, которую мусульмане в 7-м веке возвели на месте Иерусалимского Храма.
Людей, посвященных в секрет, становилось всё больше, слухи о том, что евреи собираются проникнуть в «Купол Скалы» дошли до арабов. И когда в туннель прибыла инженерная бригада, чтобы расчистить туннель и войти в проход, арабы сразу поняли, в чём причина шума из-под земли. Они подняли камни, покрывавшие яму, и убедились, что там ведутся работы по очистке туннеля.
Примерно через месяц группа арабов из мусульманского религиозного комитета (Вакф) спустилась с Храмовой горы по веревкам в подземную цистерну. Рав Гетц схватил свой пистолет и помчался на шум. Его жена ринулась за ним. Десятки арабов были вооружены — кто топорами, кто дубинками. Рав Гетц записал в тот день в своем дневнике: «Я был готов убить или быть убитым».
Люди из Вакфа сыпали проклятиями и угрозами. В какой-то момент рав Гетц вынул пистолет и крикнул им, что, если беспорядки не прекратятся, он будет вынужден его использовать. Его жена, опасаясь за его жизнь, побежала за подмогой — студентами из ешивы «Атерет Коаним». Несколько минут рабби стоял перед арабами один. А те, отвернувшись от него, начали заново запечатывать ворота.
Прибывшие на помощь раву студенты ешивы не смогли ничего поделать. Через какое-то время на Храмовую гору въехали бетономешалки, и тонны бетона полились сверху в отверстие, намертво закрывая подземный ход — и уничтожая надежды рава Гетца на обнаружение Ковчега Завета. Через несколько дней правительство Израиля приняло решение дополнительно замуровать туннель со стороны Западной Стены и вернуть всё на круги своя. Для рабби Гетца это было ужасным потрясением: ему не удалось открытием туннеля приблизить приход Мессии и Конечное Избавление еврейского народа!
* * *
Тысячи людей мечтают найти бесценные сокровища Храма, и большинство из них — это «черные копатели», занимающиеся нелегальным поиском предметов старины. Пока мы не знаем, где же находится Ковчег Завета и другая утварь Храма, перечисленная в Медном Свитке. Но где бы Ковчег ни был сейчас, мы верим, что он будет восстановлен в Святая Святых Третьего Храма, да будет он восстроен вскоре, в наши дни!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»