Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждый, кто плетет заговоры против Израиля как народа — из породы Амалека. Нам надо пробудить в себе ярость против него. Это война против сил зла, за изгнание их из мира.

По мнению гаона рава Моше Соловейчика из Бриска (благословенна память о праведнике) вооруженная борьба со всякими нациями (или отдельными лицами), выступающими против народа Израиля именно из-за ненависти к евреям, является исполнением заповеди войны с Амалеком.

Рав Йехуда Гершуни в книге «Коль цофиах» приводит доказательство известного гаона рава Хаима Соловейчика (благословенна память о праведнике) существования Амалека в наше время. Аргументация гаона основана на высказывании Рамбама в «Гилхот ха-Млахим» (4,5). Рамбам, напоминая о «семи народах», добавляет: «И уже потеряна память о них». При упоминании Амалека он не делает такого добавления — значит Амалек существует и в наше время.

Рав Давид Коэн (благословенна память о праведнике) писал в «Мегилат Милхама ве-Шалом» о существовании Амалека, как о чем-то очевидном.

И авторы предшествующих поколений высказывались в том же духе, подчеркивая, что их мнение основано не на интерпретации, а на прямом указании Торы.

«Сефер ха-Харедим» (лист 183) пишет: «Ибо как и в первый раз (после исхода из Египта), так и при возвращении изгнанников в Землю Израиля, Амалек встречается на пути (евреев). То, что сегодня видят глаза наши, видит и В-севышний, и будет судить».

Махараль поддерживает данное царем Ахашверошем евреям того времени разрешение тотального истребления ненавидящих народ Израиля (речь идет о событиях, описанных в Свитке Эстер Танаха): «И сказал 'собраться и пойти по их душам', то есть пойти убивать своих врагов — это и называется 'пойти по душам'. Ибо пока Израиль в изгнании — ненавидят его. Ненавистники из семени Амалека, они стремятся уничтожить Израиль. Поэтому недостаточно было просто отменить первоначальные указания Амана — была необходимость в физической ликвидации всех злодеев, своими деяниями доказавших, что они из семени Амалека». («Ор Хадаш» стр. 201).

Практически однозначно о том же говорит и Трактат Санхедрин 20 b — искоренение семени Амалека предшествует исполнению заповеди построения Храма. В подтверждение приводится стих «…и успокоит Он вас от всех окружающих врагов». (Дварим, 12). Но разве в этом стихе вообще упоминается Амалек? И еще, Царь Давид собрался строить Храм только после того, как удостоился чести уничтожить врагов. А ведь семя Амалека (в узком смысле) было стерто за несколько лет до этого Шаулем. Объяснение — «Амалек» это общее имя для всех врагов Израиля.

Стоит привести и аргумент из предисловия раби Леви к его комментариям по вопросу пуримского послания (Мегила,11). Стих (Бемидбар, 23, 55-56) предупреждает: «А если не прогоните обитателей земли от себя, то будут они, кого оставите из них, иглами в ваших глазах и шипами в боках ваших; будут (враждебно) теснить вас на земле, на которой вы обитаете. И будет: как положил Я сделать им, так сделаю вам». Комментарий Раши связывет стих с Пуримом «Были наказаны за то же, за что был наказан Шауль, пожалевший Амалека». Но ведь в Писании говорится о «семи народах», а не о Амалеке? Но, пишет раби Леви, из комментария следует, что все притеснители Израиля объединяются понятием «Амалек» и ко всем им относится повеление об Амалеке.

Из предисловия к мидрашу Танхума (конец раздела «Теце») следует: причина указания стереть Амалека состоит в том, что он пытается разрушить Храм. Но ведь не найти упоминания о таких действиях Амалека ни в пустыне, ни в Стране Израиля. Объясняет раби Ицхак Саба (автор «Црор Хамор») в книге «Эшкол ха-Хофер»: во всех поколениях целью ненавистников Израиля является предотвращение построения нами Храма, они и есть «Амалек»

В Тактате Баба Батра (лист 21) критикуется Йоав, который в войне с Эдомом уничтожал только мужчин противника, хотя стих требует «Сотри память Амалека». Но, опираясь на тот же стих, и оправдывается Йоав, который прочел «Сотри мужчину Амалека» («память» и «мужчина» пишутся на иврите одинаково). Но ведь стих говорит об Амалеке, а не о Эдоме! Значит и Эдом может быть Амалеком.

Итак, каждый, кто плетет заговоры против Израиля как народа — из породы Амалека. Нам надо пробудить в себе ярость против него. Это война против сил зла, за изгнание их из мира.

Все вышесказанное не противоречит хасидской традиции, идущей от Бааль Шем Това, которая дает дополнительную интерпретацию уничтожению Амалека. Уничтожение Амалека — борьба с сомнениями в сердце. Сказано в стихе (Шмот, 18,7):«Есть ли Всевышний в нашей среде». Раши комментирует следующий стих (Шмот, 18, 8) «И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим». «И пришел Амалек» — этот раздел следует непосредственно после стиха (содержащего вопрос «Есть ли Всевышний в нашей среде?»), тем самым говоря: «Я всегда среди вас и готов (удовлетворить) все ваши потребности, а вы еще говорите “Есть ли Всевышний в нашей среде, или нет?” Вашей жизнью (клянусь): придет пес (Амалек) и укусит вас, и вы воззовете ко Мне и узнаете, где Я!». Стоит напомнить, что гиматрия слова «Амалек» совпадает с гиматрией слова «сомнение». Если победим Амалека в сердце, то победим и внешнего врага Израиля.

Из «Эрец Хемда», Бней Брак, 1994 г.
Перевод Б.Новака


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»