Из цикла «До Потопа и после», темы: Первородный грех, Сотворение мира, Ган Эден, Рав Александр Красильщиков
В девятом часу того же дня Адаму запретили плоды с дерева Знания и это было связано с указанными выше причинами. Кроме того, ему было запрещено: идолопоклонство, разврат, убийство, воровство, проклинать Всевышнего, и предписано впоследствии, установить суд для соблюдения этих запретов. Адам научился определять високосность года, передав это знание одному из потомков, Ханоху.
Запрет вкушения плодов с дерева Знания стоял особняком. Эти плоды, как уже сказано, усиливали в человеке зависимость от материального мира и коренным образом меняли природу человека.
Если до нарушения запрета даже тело человека было возвышенно настолько, что могло находиться в духовном пространстве Ган-Эдена, то, отведав плодов, оно как бы «приземлилось», спустившись в ограниченный временем материальный мир, где физическое существование не могло длиться бесконечно.
Ставшее материальным, тело, по окончании срока службы, должно было отмереть, а душа возвратиться в своё прежнее обиталище — в Ган-Эден. Получается, само нарушение запрета стало причиной появления смерти в общепринятом физическом смысле.
Таким образом, запрет на плоды дерева Познания должен был предотвратить радикальное изменение человеческой природы.[1]
Интересно, что одним из поводов запрета на плоды Дерева Познания, было опасение, что человек, изменив свою природу, примется за создания орудий войны — что, собственно, вскоре и произошло. Запрет был призван ограничить эту возможность, хотя бы до тех пор, пока человеческая популяция не умножится настолько, чтобы военные конфликты не стали угрозой самому существованию человечества.[2]
Одной из причин, по которой Адам и Хава совершили промах, съев запретный плод — непонимание сути и смысла запрета. Они считали, что главной его причиной было не поедание самого плода, но лишь приближение к месту, где росло дерево и прикосновение к нему. Они думали, что запрещение есть плоды призвано предотвратить контакт с Деревом, которое находилось в самом возвышенном месте Ган Эдена, в его духовном центре, где сосредотачивалась основная святость. И действительно, такая градация духовности и средоточения Шехины — Б-жественного Присутствия на земле действительно имеет место. Так, интенсивность Шехины в Стране Израиля выше, чем в любом другом месте. А средоточие святости в Храме превышало её градус в остальных частях Эрец Исраэль. Но пик этой святости находился в Святая Святых Храма, куда был заказан доступ всем, за исключением Первосвященника в разгар Дня Искупления — Йом Кипура.
Однако такое понимание запрета в отношение Дерева Познания Добра и Зла было печальным заблуждением. Суть запрета была вовсе не в нарушении святости места, не в прикосновении к Дереву, самом по себе, но, в прямом смысле, поедании этих плодов, менявших, как это уже говорилось, природу человека. Эта ошибка Адама и его жены стала роковой и дорого стоила Адаму и его потомкам.[3]
[1] Даат Софрим
[2] Рокеах
[3] Толдот Ицхак
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»