Из цикла «До Потопа и после», темы: Первородный грех, Сотворение мира, Ган Эден, Рав Александр Красильщиков
В девятом часу того же дня Адаму запретили плоды с дерева Знания и это было связано с указанными выше причинами. Кроме того, ему было запрещено: идолопоклонство, разврат, убийство, воровство, проклинать Всевышнего, и предписано впоследствии, установить суд для соблюдения этих запретов. Адам научился определять високосность года, передав это знание одному из потомков, Ханоху.
Запрет вкушения плодов с дерева Знания стоял особняком. Эти плоды, как уже сказано, усиливали в человеке зависимость от материального мира и коренным образом меняли природу человека.
Если до нарушения запрета даже тело человека было возвышенно настолько, что могло находиться в духовном пространстве Ган-Эдена, то, отведав плодов, оно как бы «приземлилось», спустившись в ограниченный временем материальный мир, где физическое существование не могло длиться бесконечно.
Ставшее материальным, тело, по окончании срока службы, должно было отмереть, а душа возвратиться в своё прежнее обиталище — в Ган-Эден. Получается, само нарушение запрета стало причиной появления смерти в общепринятом физическом смысле.
Таким образом, запрет на плоды дерева Познания должен был предотвратить радикальное изменение человеческой природы.[1]
Интересно, что одним из поводов запрета на плоды Дерева Познания, было опасение, что человек, изменив свою природу, примется за создания орудий войны — что, собственно, вскоре и произошло. Запрет был призван ограничить эту возможность, хотя бы до тех пор, пока человеческая популяция не умножится настолько, чтобы военные конфликты не стали угрозой самому существованию человечества.[2]
Одной из причин, по которой Адам и Хава совершили промах, съев запретный плод — непонимание сути и смысла запрета. Они считали, что главной его причиной было не поедание самого плода, но лишь приближение к месту, где росло дерево и прикосновение к нему. Они думали, что запрещение есть плоды призвано предотвратить контакт с Деревом, которое находилось в самом возвышенном месте Ган Эдена, в его духовном центре, где сосредотачивалась основная святость. И действительно, такая градация духовности и средоточения Шехины — Б-жественного Присутствия на земле действительно имеет место. Так, интенсивность Шехины в Стране Израиля выше, чем в любом другом месте. А средоточие святости в Храме превышало её градус в остальных частях Эрец Исраэль. Но пик этой святости находился в Святая Святых Храма, куда был заказан доступ всем, за исключением Первосвященника в разгар Дня Искупления — Йом Кипура.
Однако такое понимание запрета в отношение Дерева Познания Добра и Зла было печальным заблуждением. Суть запрета была вовсе не в нарушении святости места, не в прикосновении к Дереву, самом по себе, но, в прямом смысле, поедании этих плодов, менявших, как это уже говорилось, природу человека. Эта ошибка Адама и его жены стала роковой и дорого стоила Адаму и его потомкам.[3]
[1] Даат Софрим
[2] Рокеах
[3] Толдот Ицхак
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Всевышний приказал Аврааму принести в жертву своего сына Ицхака. Мудрецы считают, что Творец хотел наказать праотца за излишнее милосердие.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Кто исполняет свои обязанности с расторопностью, убедительно доказывает, что он любит своего Создателя
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Какова сущность смеха в физическом мире? Что конкретно провоцирует эту универсальную реакцию человека?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».