Из цикла «До Потопа и после», темы: Глава Берешит, Сотворение мира, Еврейская история, Ган Эден, Рай, Рав Александр Красильщиков
Эденский Сад, при всей своей отдаленности от внешней среды, не был полностью от неё отрезан. Он имел определённое влияние на внешний мир, являясь как бы его духовной верхушкой. Так в человеке связываются тело и душа. Не случайно река, бравшая начало в Ган-Эдене, разделяясь на несколько протоков, снабжала водой земли, по которым текла. Именно эти земли стали впоследствии прибежищем первых человеческих поселений — зачатком и основой человеческой цивилизации. Эта река временно заменяла тот механизм круговорота воды, который сформировался позже. [1]
Один из четырёх главных протоков этой реки, под названием Фишон (от слова «фуш» «распространённый», «спокойный») уходил далеко вглубь и ширь пустынных земель, и вокруг него постепенно складывались условия для существования жизни, растений и животных. Фишон не везде шёл открытым руслом. Частенько он скрывался под землю, неожиданно выныривая на поверхность в какой-нибудь отдалённой местности. Он дробился, подобно артериальной сети, вплоть до маленьких капилляров, которые под давлением то и дело вырывались наружу гейзерами кристально чистой воды.[2]
Фишон огибал всю местность под названия Хавила. Это не та Хавила, граничившая с Мицраимом, но гораздо восточней.[3]
Эта земля была богата залежами золота особой чистоты, которое впоследствии окажется идеальным материалом для обмена, и изготовления денег. Золото удобно для хранения. Небольшого количества этого металла достаточно, чтобы выменять на него множество других вещей. В это золото можно было добавить небольшую толику меди, и всё равно оно сохраняло свою ценность.[4] Была богата эта местность и кристаллами природного хрусталя, а также драгоценными минералами.[5]
Другой проток реки, вытекавшей из Ган Эдена, назывался Гихон. Он разветвлялся на востоке на множество мелких речек, доходящих до земли Куш.[6]Гихон питал влагой и местность под названием Хабаш (Абисиния), спускаясь дальше до Мицраима, где известен под названием Нилус (Нил), став основным источников воды в Египте.[7]
Ещё один проток — Хидекель проходил по линии Эрец Исраэль, поворачивая на восток, и там омывал восточную оконечность Ашура (Альдгала).[8]
И наконец — четвёртый проток — Прат, огибал Эрец Исраэль, проходил через Бавель, через будущий Багдад, и служил источником орошения верхнего Бавеля.[9]
Река, с её разветвлениями, выходящая из Ган Эдена, не была единственным источником орошения. Помимо всего, земля была пропитана влагой, оставшейся от воды, покрывавшей раньше всю её поверхность.[10]
Впоследствии, когда Человек покинул Ган-Эден, и этот, последний, как бы перешёл в другое измерение, прервалась и упомянутая «экологическая» связь. Внешний мир стал обходиться собственными ресурсами. Впрочем, духовное влияние Ган-Эдена на материальный мир никогда полностью не исчезало.[11]
Адам был помещён в Ган Эден с определённой целью и определённой работы. Работа эта состояла в использовании духовного потенциала удивительных растений, находившихся там.[12] Человек должен был вкушать все разрешённые плоды, но с другой стороны, остерегаться плодов, которые, до поры до времени, могли повредить душе.
Охранять Сад нужно было и от животных, чтобы они не погубили уникальную флору этого места. [13] На Человека было возложено ухаживать за садом и производить обычную работу, которой занят садовник. В саду, где в основном деревья, нет иной особенной работы.[14]
И всё это — в течение шести дней, в Шабат же следовало устраниться от этих работ, как в дальнейшем это будет предписано евреям.[15]
Впрочем, странно было бы думать, что речь шла о настоящей работе в саду, когда требуется наладить полив, заботиться о саженцах, обрезать деревья. То есть о необходимости заниматься чисто прикладной деятельностью.
И ещё, неясно, от кого в действительности нужно было охранять Сад. Неужели от живности, лишённой речи и вряд ли бы сумевшей отыскать путь к этому месту, если бы не Человек? От себя самого? Но именно для Человека этот Сад и был посажен и Человеку был подарен.[16]
Другими словами, в большей степени это была духовная работа, состоявшая в умении разделять между пригодным и негодным, разрешённым и запрещённым.[17]
В восьмом часу Адам познал Хаву, и тогда же родился Каин с сестрой-близнецом. Эвель же и две его сестры-близнецы родились позже. Интересно, что пока Адам не стал жить с женой, никто из сотворённых живых существ не спаривался.[18]
[1] Даат Софрим.
[2] Маор а-Афела
[3] РаМбаН
[4] Тосафот а-Шалем, Хизкуни
[5] Берешит, 2,12
[6] РаДаК
[7] Маор а-Афела
[8] Там же
[9] Там же
[10] Бхор Шор, 5,5
[11] Даат Софрим.
[12] Рабейну Хаим Палтиэль
[13] Рокеах
[14] Тур
[15] Хизкуни
[16] Раби Авраам бен РаМбаМ
[17] Абарбанель
[18] Мальбим
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Всевышний приказал Аврааму принести в жертву своего сына Ицхака. Мудрецы считают, что Творец хотел наказать праотца за излишнее милосердие.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Кто исполняет свои обязанности с расторопностью, убедительно доказывает, что он любит своего Создателя
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Какова сущность смеха в физическом мире? Что конкретно провоцирует эту универсальную реакцию человека?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».