Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие
А) Рабби Хаим Витаал в своём классическом труде «Шаарей Кдуша» формулирует, что все основные человеческие характеристики можно подразделить на четыре основныe категории:
(1) Высокомерие и тщеславие. Гневливость также включена в эту категорию, потому что высокомерие лежит в корне того, что человек раздражается и приходит в ярость, если окружающе не делают того, что ему хочется. Человек скромный не станет негодовать. Из-за гнева возникает чувство обиды, стремление властвовать, попытка обрести почести, а также ненависть.
(2) Негативные речи. Сюда включаются: ложь и мошенничество, лесть, уничижительные отзывы о других людях (лашoн hара), хвастовство, потеря времени в сплетнях о совершенно несущественных вещах.
(3) Поиски наслаждений и стремление удовлетворить свои страсти. Это ведёт к желанию иметь то, что принадлежит другим людям, и зависти к тем, у кого есть больше, чем у вас.
(4) Тоска и подавленность. Это приводит к лени и откладыванию дел.
Все эти качества мешают человеку довольствоваться тем, чтó у него есть.
В противоположность вышеперечисленным качествам существует четыре основныe положительныe характеристики:
(1) Скромность. Это качество мешает человеку выходить из себя и предохраняет от всех других последствий высокомерия и зазнайства.
(2) Уместное молчание. Тот, кто овладел этим качеством, использует силу своего слова для изучения Торы, для молитв, для совершения добрых дел, для практических и конструктивных вопросов.
(3) Желание держаться подальше от негативных устремлений.
(4) Желание наслаждаться и радоваться тому, чем человек владеет. Такой человек понимает, что всё, что Вс-вышний делает, Он делает, в конечном итоге, ради его пользы и будет испытывать радость всегда, когда совершает доброе дело (Shaarei Kdusha, ibid).
Чтобы понимать себя, необходимо знать и понимать все качества, подпадающие под четыре вышеозначенные категории. Скорее всего, вы заметите их примеры в своих поступках. Понимание — откуда идут корни ваших качеств, облегчит создание плана для самосовершенствования.
Б) Рабби Исраэль Яаков Каневский писал о том, что все качества идут нам на пользу: они либо используются для службы Вс-вышнему, либо служат в качестве испытания. Они также необходимы для ежедневныx практических нужд. Если человеку не хватает хоть одного какого-либо качества, такое отсутствие станет заметно в самóм образе жизни этого человека. Способ применить каждое качество — каким пользоваться чаще, от какого держаться подальше, как усовершенствовать ту или иную черту своего характера, подробно обсуждается в этической литературе по Торе.
Краткий список качеств, проявляемых ежедневно: (1) память и забывчивость; (2) глубина и поверхностность мышления; (3) решительность и непоследовательность; (4) мера доверия и подозрительность; (5) находчивость и расчётливость; (6) спокойные рассуждения и путаница в мыслях; (7) сосредоточенность и леность мысли; (8) расторопность в совершении дел и лень; (9) любовь и ненависть; (10) высокомерие и скромность; (11) гнев и умиротворённость; (12) скупость и щедрость; (13) радость и грусть; (14) сострадание и жестоксть; (15) усердие и напрасная трата времени; (16) доверие и страх; (17) смелость и трусость; (18) упрямство и уступчивость; (19) честность и недобросовестность; (20) терпение и нетерпеливость; (21) признательность и неблагодарность; (22) любовь к истине и её противоположность; (23) стремление к почестям и её противоположность; (24) радость чужим удачам и зависть; (25) дерзость и вежливость; (26) стремление к превосходству над другими и смирение; (27) простодушие и хитрость; (28) импульсивность и осмотрительность; (29) стремление к роскоши и удовлетворёность тем, что имеешь; (30) чрезмерная самовлюблённость и её противоположность; (31) склонность к одиночеству и любовь к обществу других людей; (32) предпочтение тишины и любовь к беседам; (33) любовь к мудрости и отсутствие такой любви; (34) застенчивость и наглость; (35) любознательность и её противоположность; (Chayai Olam, vol.2, ch. 3).
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.