Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие
А) Желая узнать человека, выясни — кто его друзья (Sefer Chasidim, no.50).
Б) Все мы находимся под влиянием общества, в котором воспитаны. Рабби Иерухем Лейбович отмечал, что евреи, выросшие в разных странах, обнаруживали склонности к разным особенностям в характере. В одних странах у них отмечается тенденция к гневливости, в других — к высокомерию, и т.д (Daat Chochmah Umussar, vol.1, p.84).
В) Многие неверно полагают, что окружающая среда оставляет важный отпечаток только на детях и на безвольных людях. На самом деле это не так. Окружение влияет на человека, даже если это поистине очень замечательная личность (Michtav Mi Eliyahu, vol.1, p.153).
Чтобы понять себя, необходимо знать все условия cвoего окружения, в которых вы можете оказаться. Постарайтесь заметить — какое влияние оказывают окружающие условия на вашу индивидуальность и на ваше поведение.
А) В какой степени вам нравится быть в обществе других людей, и насколько предпочительнее для вас оставаться наедине с собой? (Torat Avraham, p.381).
Б) Ваше истинное отношение к человеку или к обязанностям может зависеть от того, делаете ли вы больше, чем тот минимум, которого от вас требуют. Если вам нравится человек или какие-то обязанности, вы сделаете больше, чем от вас ожидается. Тот факт, что вы делаете меньше, чем от вас требуют, свидетельствует об отрицательном отношении к кому-либо или чему-либо. Это практическое правило поможет вам осознать своё отношение ко многим вещам (Daat Chochmah Umussar, vol.1, pp.86-87).
В) Тот, кто любит скорее получать, нежели давать, будет думать, что y каждого человека такой же взгляд, как и у него. У него нет ни малейшего представления о доброте ради самой доброты. Увидев, что кто-то совершает доброе дело, он предположит, что у того человека есть какие-то скрытые мотивы. Он скажет себе: «Интересно, а какая ему выгода от этого дела?» (Michtav Mi Eliyahu, vol. 1, p. 194).
А какая первая мысль приходит в голову вам, когда вы видите, что кто-то совершает добрый поступок?
Г) Как вы стараетесь судить людей — благосклонно или негативно? И что ваше суждение выявляет в вас самих? (Bayit Neaman, p.77).
Д) Что вам доставляет больше удовольствия — хвалить других людей или же высказываться против кого-то? (Bayit Neaman, p.77-78).
А) Человек всегда должен осознавать, сколь многого он ещё не знает, и не должен считать себя умнее, чем он есть (Sefer Hamidot LehaMeiri, p. 253).
Б) Рабби Иерухем Лейбович рассказывал, что Хaфец Хаим время от времени подходил к своим книжным полкам и спрашивал себя: — А эту книгу ты знаешь? А эту? А ту? (Daat Chochmah Umussar, vol.1, p.96).
В) Наши мудрецы (Pirke Avot 4:1) утверждали, что мудр тот, кто учится у каждого. Что это значит? Объяснение состоит в том, что человек обращает внимание на всё, что относится к сфере его интересов. Портной, встретив человека, сразу же обращает внимание на его одежду. Сапожник — на обувь, а шляпный мастер — на головной убор. Точно так же любой бизнесмен обратит внимание на слова или действия, которые могут принести пользу его бизнесу. И во всех этих областях те, у когo изначально не было никакого интереса, могут вообще ничего не заметить. Аналогично и в духовных вопросах — чем более возвышен человек духовно, тем скорее он заметит достоинства в других людях. И только те, кто сами чутки к помощи другим людям, обратят внимание на множество уроков, которые они получат, благодаря окружающим, — как быть ещё более чувствительными к нуждам других людей. Благодаря этому принципу мы можем сделать вывод, что если кто-то учится на примере другого человека, это показывает искренний интерес к любым формам мудрости, и такой человек заслуживает называться мудрым человеком (Rabbi Simcha Zissel of Kelm; Chochmah Umussar, vol.2, p.92).
Важным методом для самопознания и духовного роста является вопрос: «Какова моя позиция по данной проблеме?». Изучая любую область в Торе — письменные или в устные законы, всегда старайтесь уяснить для себя — где и как вы применяете принципы Торы в своей жизни (Maarchai Laiv, p.70).
Изучая труды по этике, сосредоточьтесь на тех областях, в которых нуждаетесь в исправлении (Rabbi Noson Wachtfogel; Sichot Mussar, p.65).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.