Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У зеркала два лица 9. Часть I. Заглянуть себе в душу 10. Умейте увидеть свою противоречивость и непоследовательность

Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие

О противоречивости человеческой натуры и изменчивости психологического состояния

А) Человек не пребывает всегда в одном и том же состоянии. Его психологический, эмоциональный статус меняются постоянно. Порой он грустит, порой радуется. Иногда податлив и уступчив, а иногда твёрд и непреклонен. Бывает, ленив, а, бывает, трудится с энергией и энтузиазмом (Minchat Shmuel, no.2).

Знайте причины, по которым меняется ваш душевный настрой. С какими людьми вы ведёте себя одним образом, а с какими — другим? И также: в каких обстоятельствах вы поступаете так, а в каких иначе?

Б) Нам необходимо уметь находить противоречия и расхождения внутри себя. К примеру, вы можете заявить, что не в состоянии делать пожертвования из-за того, что у вас нет денег, но, в то же самое время, вы тратите громадные средства на что-то, что предосудительно или просто является роскошью. Можете потратить деньги, чтобы заработать себе почести и высокое положение в обществе или просто на спор. Есть люди, заявляющие, что им трудно учить Тору, но они, тем не менее, демонстрируют высокий уровень интеллекта и изобретательности, когда делo касается заработков ради пропитания (Bait Halevi: Vaigash).

Как вы распоряжаетесь своим временем, когда утверждаете, что у вас его нет в достаточном количестве для решения духовных проблем или для помощи другим людям?

В) Человеку необходимо понять, что он состоит из двух частей, принадлежащих двум разным мирам. Одна составляющая — это живая душа, а другая составляющая — его физическая суть. И никто не может избежать этого сочетания. Даже самый праведный не может обойтись без материальной составляющей. И у сáмого большого грешника нельзя отнять его живую душу. Эти общие знания, если расмотреть их поглубже, могут многое рассказать человеку о нём самом. Разница между человеком праведным и грешным — это всего лишь разница в степени использования той или другой составляющей.

Добродетельный человек уделяет больше внимания своей душе, в то время как безнравственный — своему телу. Но нет на свете никого, кто был бы на сто процентов порочным, ибо в каждом человеке есть что-нибудь хорошее. И точно также — нет никого, кто был бы на сто процентов праведным, поскольку даже самый добродетельный тоже совершает ошибки (Torat Avraham, p.387).

Г) Даже человек, преуспевший в добросердечии и совершении благодеяний, не сможет полностью искоренить в себе агрессивные наклонности. И во время испытания все негативные влечения проявят себя. Быть в большой степени добродетельным человеком, это совсем не то же, что и обладать достоинством, доведeнным до совершенства. Чтобы достичь идеала в любом свойстве характера требуетcя значительноe количествo времени и усилий (Torat Avraham, p.153).

Д) Обратите внимание на различие, когда вы мoлитесь в группе вместе другими людьми и когда молитесь в одиночку (Michtav Mi Eliyahu, vol.1, p.135).

E) Иногда человек yмeет сам заметить в себе противоречия. Он может отдать крупную сумму денег на благотворительные цели и даже сделать это анонимно, и, в то же самое время, быть нечестным в коммерческих сделках. Основная причина здесь заключается в том, что он научился принципу благотворительности в своём окружении, но не перенял отношения к честности у того общества, в котором жил (Michtav Mi Eliyahu, vol.3, p.132).

Ж) Бывает время, когда человек вступает в контакт с духовным окружением и формирует в себе возвышенную и благоpoдную манеру поведения. Тем не менее, он не прочувствовал эти положительные манеры и всего лишь поступает так, как поступают вокруг него другие люди. Таким образом, как только он поменяет среду, он, скорее всего, тут же вернётся к своим старым привычкам. Алтер из Невардока сравнивает такого человека с бедным женихом, одолжившим к своей свадьбе модную одежду. Во время свадьбы он был разодет как богач. Но каждый, кто знал, что эта модная одежда была одолжена, понимал, что сразу же после свадбы жених должен будет вернуть одеяние его владельцу и опять останется в своих лохмотьях (Tnuat Hamussar, vol.4, p.311).

 


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.