Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Первородный грех, Глава Берешит, Рассказы, Адам и Хава
«И сказал Б-г: Нехорошо человеку быть одному» [1] .
Из этого стиха следует, что главным в человеческом роде является Адам — первый человек. Именно для него Всевышний сотворил небо, землю и все прочее. Но женщина была создана только после того, как Всевышний увидел, что человеку нехорошо быть одному. Тогда он создал ему помощника. Можно понять это на примере следующей притчи.
Притча.
Есть вещи, которыми пользуются постоянно, и человек обычно хочет сделать их удобными и красивыми. Их разрисовывают и украшают. Но вещи, которые используются только для определенных целей, как, например, большие тазы для приготовления пищи или ведра, человек использует только в определенных случаях, когда это действительно необходимо.
К примеру, когда человек шьет себе новую одежду, он добавляет к ней разные украшения, которые нужны только для красоты, и чем больше, тем лучше. Но когда одежда порвалась, и надо залатать дыру, человек постарается сделать заплатку как можно меньше, чтобы она только соединяла порванные края. И чем больше заплатка, тем хуже выглядит одежда.
Так и здесь. Необходимыми созданиями на земле являются мужчины. Всевышний создал их для изучения Торы и выполнения заповедей. Но женщина была создана из-за того, что «Нехорошо человеку быть одному». Поэтому Всевышний создал ее для помощи мужчине, который должен служить Б-гу. И также сказали мудрецы [2] : «Женщины освобождены от повелительных заповедей, выполнение которых связано с определенным временем». Думающему человеку может показаться непонятным, почему женщина должна терять эти заповеди. Это можно понять при помощи следующей притчи.
Притча.
Торговец отправился в путь со своим слугой. Чтобы вести бизнес успешно, он должен быть приходить на деловые встречи вовремя. Но у его слуги не было таких жестких обязательств. Он просто следует за своим господином туда, куда тот пожелает.
Так и здесь. Мужчина был основным творением Всевышнего. Именно его он приготовил для изучения Торы и соблюдения заповедей, что приводит к исправлению всего мира. Для мужчины важен фактор времени. У каждого поколения свое время и у разных времен разное влияние, и они способствуют разным исправлениям. Поэтому служение Всевышнему мужчины подвластно фактору времени, и именно он должен вовремя выполнять заповеди, которые от него зависят. А поскольку женщина была создана для помощи мужчине, и для его блага, ей не была отведена решающая роль в чем-либо и она не должна исправлять мир. Поэтому заповеди, от которых зависят особые исправления в мире, в особые времена, не имеют к ней отношения.
«…Разве ты ел от дерева, от которого Я велел тебе не есть?!» [3] .
Требуется прояснить, для чего понадобилось такое многословие. Разве не достаточно было сказать: «Разве ты ел от Древа Познания»? Это можно понять при помощи следующей притчи.
Притча.
Один купец остановился на постоялом дворе. У него была с собой небольшая шкатулка, в которой он хранил деньги. Поскольку он не мог в шабат выносить на улицу ключ от шкатулки (в шабат можно выносить ключ на улицу только в месте, где есть эрув, или сделав его частью ремня — прим.), то решил закрыть шкатулку, просунуть ключ в щель в ее боку, а после шабата вызвать мастера, чтобы тот аккуратно ее вскрыл. Но хозяин постоялого двора захотел прикарманить деньги купца, и как только тот вышел, подобрал к шкатулке ключ из своей связки, открыл ее, и забрал деньги. После окончания шабата купец позвал мастера. Тот открыл шкатулку и оказалось, что в ней лежит только ключ, а денег нет. Купец был удивлен: как открыли шкатулку, если ключ был внутри?
Смысл этой притчи в том, что все вожделения человека к материальным благам и к наслаждениям появились из-за того, что человек поел от Древа Познания добра и зла. Это открыло в душе человека врата ненасытности и страстей. А до того человек вообще не знал зла. Поэтому Всевышний велел человеку: «От всякого дерева сада можешь есть, но от Древа Познани добра и зла не ешь» [4] [5] — чтобы сердце человека не требовало погони за мнимыми наслаждениями этого мира. Он не осознавал, что есть добро, но не стремился и к злу. Ключ от страстей и заключался в этом запрете есть от Древа Познания, и пока Адам не отведал от него, у него не должно было быть никакой тяги к материальным наслаждениям. И поэтому Всевышний потом спрашивает, откуда взялось желание поесть запрещенный плод: «Разве ты ел от дерева, от которого Я велел тебе не есть?!» — то есть, здесь как бы удивление, откуда появилась это стремление, ведь пока человек не поел от Древа Познания, его не должно было быть. На это Адам ответил: «Женщина, которую Ты дал мне, подала мне…»’, то есть, врата страстей открылись другим ключом, уговорами женщины. В Мидраше разъясняется, что она плакала, и досаждала ему, пока он не поел. Тогда Всевышний обратился к женщине: «Что ты наделала?!» [6] . Он не спросил ее, зачем она это сделала. Ведь это как в той притче — непонятно, как была открыта шкатулка, если ключ был внутри. Так и здесь — Всевышний велел женщине объяснить, как получилось, что еще не имея стремления к запрещенному, у нее возникло желание насладиться этим плодом. Она ответила: «Меня соблазнил на это змей» [7] . Он духовно загрязнил ее и, таким образом, «шкатулка» страстей была открыта другим ключом, при помощи сил зла (вошедших в женщину).
[1] Берешит 2:18
[2] Кидушин 29
[3] Берешит 3:11
[4] Берешит 2:17-18
[5] Берешит 3:12
[6] Берешит 3:13
[7] Берешит 3:14
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.