Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Продолжение главы из книги р. Зелига Плискина о том, как важно человеку понимать себя и свои внутренние мотивы (перевод Аркадия Верзуба)

7. Понимайтe свои поступки

А) Чрезвычайно важно ежедневно выделять время для самоанализа. Каждый из нас обладает способностью спокойно и хладнокровно обдумать свои цели и поступки в этой жизни. Этот вид размышлений — вершина творчества: человек может сотворить из себя совершенно новую личность (Alai Shur, p.88).

Если вы обратите пристальное внимание на свои поступки за длительный период времени, то сумеете понять большинство своих индивидуальных особенностей. Вы, в конечном итоге, поймёте какие качества и эмоции оказывают на вас наибольшее влияние всегда, а какие — только время от времени, по особым случаям (ibid, p.145).

Б) Основополагающим принципом является то, что в каждом, даже самом незначительном поступке, который мы совершаем, проявляются наши индивидуальные особенности. К примеру, независимо мыслящий человек обязательно подумает, прежде чем совершит даже самое незначительное действие. Он не поступит тем или иным образом потому лишь, что другие так поступают (Shiurai Daat, vol.3, p.143).

В) Чтобы понать себя, вы должны захотеть честно взглянуть на самые незначительные, на первый взгляд, действия и поступки. Постарайтесь понять — чтó говорят они вам о вас самих (Torat Avraham, p.386).

Г) Каждый поступок, совершаемый вами, имеет своим источником личные характеристики. И это относится не только к поступкам, совершаемым вами с помощью рук и ног, но также и к тому, чтó вы стараетесь увидеть и услышать. Даже те поступки, которые осуществляются вроде бы без предварительного обдумывания, имеют свои корни в ваших личных качествах и, вдобавок, такие поступки ещё больше закрепляют те качества, которые лежат в их основе (Torat Avraham, p.396).

Д) О чём вам нравится говорить больше всего? (Sefer Chasidim, no.291).

Е) Какой тип людей вы склонны хвалить, и за какие качества? То, кого и за что вы хвалите, говорит многое о вашем характере.

Рабби Авигдор Миллер часто иллюстрировал эту мысль историей о трёх евреях, посетивших третью субботнюю трапезу в синагоге. Один хвалил слова из Торы, произнесенные их pабби, другой хвалил прекрасное пение, а третий похвалил только еду. То, чтó именно они хвалят, говорит нам многое о них самих.

Ж) Имеете ли вы привычку делиться с людьми своими неудачами или хорошими событиями и явлениями? (Pachad Yitzchok, Igrot Uktovim, p.202)

З) Обратите внимание на то, о чём говорите. В конце дня составьте список тех людей, с которыми вы в тот день беседовали. О чём вы говорили? Сколько из того, о чём вы говорили, было продуктивным, и сколько было напрасной тратой времени? Сколько из того, о чём вы говорили, причинило вред? (Chovot Halevavot 9:5).

И) Если вам необходимо проделать некоторое количество дел, обратите внимание — какие из них вам хочется сделать вначале, а какие вы стараетесь отложить на потом? Из того, кáк вы расставляете приоритеты, вы можете определить свой истинный уровень (Rabbi Yeruchem Leibovich; Daat Torah: Bereishit, p.61).

К) В каждом из нас скрыты лень и желание отложить на потом. Разница лишь в том, до какой степени каждый человек страдает из-за этого качества. Любой, кто честно смотрит на себя и понимает, чтó он в действительности из себя представляет, ясно видит, что обладает качеством лени в невероятно большом количестве (Chochmah Umussar, vol.2, p.86).

Знайте, чтó вы можете сделать без того, чтобы заставлять себя. Подумайте о тех делах, когда стараетесь оправдать своё бездействие, объясняя тем, что не в состоянии сделать их. Уточните себе — чтó вы на самом деле могли бы сделать, не будь вы ленивы. Это включает в себя желание научиться тому, чего вы сейчас пока не знаете.

В каких областях вы совершаете дела сразу же и быстро, а в каких откладываете и оттягиваете? Чем сильнее вы искренне заинтересованы в чём-то, тем выше скорость исполнения дела (Torat Yitzchok, p.54).

Л) Как вы ведёте себя, когда разгневаны? Когда человек рассержен, он обнажает определённые аспекты своей личности, которые скрыты в нём, когда он спокоен (see: Eruvin 65b; Raishit Chochmah: shaar haanavah, ch.5).

M) Сколько времени и сколько денег вы отдаёте другим людям? (Torat Hanefesh, p.104).

Н) Если у вас есть выбор в книгах, — какие из них вы выбираете для чтения? (Sefer Chasidim, no.291). Kогда рядом с вами находятся другие люди, вы можете постараться произвести на них хорошее впечатление. А каков был бы ваш выбор, если бы рядом никого не было?

О) Суть раскаяния заключается в определении причин того, чтó заставило вас поступить неправильно. Довольно часто серьёзным фактором для совершения проступка является следование поведению и поступкам окружающих, особенно, когда они стараются повлиять на вас и побудить к неподобающиему поведению (Ohr Yohail, vol.3, p.43).

Постарайтесь осознать, как часто вы поступаете согласно тому, что вам говорят окружающие, не думая при этом — следовало вам так поступать или не следовало.

П) Как вы себя ведёте, когда веселы и радостны? Существуют определённые аспекты в человеческих персоналиях, которые яснее всего проявляются, когда мы наблюдаем поведение человека в моменты радости (Pachad Yitzchok, Igrot Uktavim, p.323).

8. Будьте в курсе своих мыслей

А) Начиная наблюдать за собой, чтобы лучше понять себя, важно не навешивать ярлыки на себя и на свои качества. Постарайтесь лучше понять собственный образ мышления за какой-то длительный период времени. Какие мысли возникают в вашей голове беспрерывно, днём и ночью, когда вы бодрствуете и когда спите, осознанно или неосознанно? И только после того, как поймёте особенности этих мыслей, у вас может появиться более-менее верная картина о себе (Alai Shur, pp.158-159).

Б) Тому, кто хочет правильно себя понять, следует вспомнить детство, в котором его личность формировалась. Важным ключом к самопознанию являются ранние впечатления человека. Попробуйте составить список своих первых воспоминаний, когда вы были ещё ребёнком. В какие игры вам нравилось играть? Какие мысли тех лет сохранила ваша память? Что вы любили, что доставляло вам наслаждение? В чём заключались ваши страхи? Те впечатления, которые детство оставило в вашем сознании, станут важным фактором в последующие годы, и вы можете многое узнать из этих воспоминаний (Alai Shur, p.159).

Активны или пассивны вы в своих воспоминаниях? Радостны они или грустны? Какие черты вашего характера обнаружились в те годы? Каковы были ваши взаимоотношения с окружающими? Какие чувства охватывают вас во время таких воспоминаний? Каково ваше мнение о себе-ребёнке? Каково ваше мнение об окружавших вас людях? Что вы предпочитаете — получать или давать? Ваши ранние воспоминания — они болезненны или приятны?

В) Спросите себя: «Что беспокоит меня?». Если основными причинами беспокойства являются деньги и стрeмление заслужить почести — это признак того, что у вас нет духовных ориентиров. Тот, у кого есть духовные установки, будет обеспокоен тем, чтобы снабдить свою душу достаточным количеством духовной пищи (Chochmah Umussar, vol.1, p.147).

Г) Каковы ваши главные устремления в жизни? О чём вы, обычно, думаете, когда не делаете специальных усилий, чтобы думать о чём-нибудь конкретном? (see: Michtav Mi Eliyahu, vol.1, p.89).

 


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше