Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие
А) Большинство людей на земле не осознаю́т — чего же они на самом деле, хотят в жизни (Alai Shur, p.131)
Б) Когда вы собираетесь сделать доброе дело — либо для человека, либо для общины в целом и взвешиваете все за и против — сделать это дело или не сделать, обратите особое внимание на первые мысли, которые при этом приходят вам в голову. Если первое, о чём вы подумали, что, мол, неплохо было бы сделать это дело для своей собственной пользы, даже если сразу после этого вы придумаете всякого рода альтруистические и благородно звучащие мотивы и позабудете о своих первоначальных побуждениях, вам следует понять, что ваши исходные мысли представляют собой истинные мотивы. Осознавая свои первоначальные побуждения и реакцию, вы поймёте в каких областях необхoдимо работать над собой больше всего (Rabbi Isaac Sher; Introduction to Cheshbon Hanefesh).
В) Если вы действительно желаете выяснить подлинные мотивы, лежащие в основе ваших поступков, обратите внимание на свои мысли и постарайтесь выяснить, что же находится в корне вашей модели поведения? Эта модель и является ключевым фактором, объясняющим ваши мысли и поступки. Чтобы преодолеть в себе негативные аспекты этой модели, попробуйте вести себя какое-то время в совершенно противоположной манере. Поступая противоположным образом достаточно длительное время, вы сумеете обрести контроль над негативной тенденцией (Rabbi Yosef Hurwitz; Tnuat Hamussar, vol.4, p.270).
Некоторые распространённые негативные модели нужны для одобрения и получения благоприятного мнения о себе, для общественного признания и социального статуса, для обретения власти, для того, чтобы человека считали лучше других, для выражения своей независимости, для того, чтобы удовлетворить свои страсти, для обретения комфорта.
Г) Рабби Носон Цви Финкель говорил: «Всегда сомневайтесь в истинности своих побуждений, когда делаете что-то, что может быть обосновано стремлением к власти, желанием обрести почёт и уважение или же из желания отомстить» (Tnuat Hamussar, vol.3, p.233).
Д) «Человек может думать, что целью его поступков является освящение Имени Вс-вышнего, — говорил Рабби Исраэль Салантер, — в то время как, на самом деле, он желает освятить своё собственное имя» (Michtav Mi Eliyahu, vol.3, p.118).
Е) Люди в очень большой степени ведут себя как посторонние по отношению к себе самим, когда речь заходит о самопознании. Человеку легко ошибочно полагать, что, совершая добрые дела, он руководствуется самыми возвышенными мотивами. Но истина заключается в том, что он служит своим собственным наклонностям, заявляя при этом, что служит
Вс-вышнему (Chochmah Umussar, vol.2, p.142).
Ж) Когда необходимо принять серьёзное жизненно важное решение, уточните для себя — каковы ваши истинные побуждения. Составьте список всех доводов для реализации своего плана и постарайтесь провести границу между тем, что является вашим искренним побуждением, а что является всего лишь его логическим обоснованием (Hegyonai Mussar, vol.3, pp.10-11).
З) Если главной целью человека является скорее взять, нежели дать, все его мысли и поступки будут исходить из любви к себе. Всё, что он будет делать для других, будет сопровождаться мыслями о том, что приобретёт от своих деяний лично óн. Все добрые дела, которые он совершит и все знания, что он почерпнёт из Торы, будут основаны на его стремлении заслужить уважение в глазах окружающих. Хуже того, он может все свои знания и почётное положение использовать для того, чтобы принизить или сокрушить другого. Правило таково: Человек, чьи мысли сосредоточены на том, чтобы брать, будет служить только самому себе. Для него принцип подчинения себя воле Вс-вышнего и любви к Нему совершенно чужд. И хоть такой человек может не признать это перед окружающими и даже не признатьcя самому себе — у него отсутствует эмуна (осознание Вс-вышнего) (Michtav Mi Eliyahu, vol.1, p.142).
И) Для того, чтобы понять — является ли вашим мотивом для совершения доброго дела желание получить одобрение со стороны окружающих, спросите себя: a сделали бы вы то же самое, если бы никого при этом не было или никто не узнал бы о вашем поступке? И даже если бы вы сделали то же самое, сделали ли бы вы это дело несколько иначе? (Chovot Halevavot 9:5).
К) Ленивый человек всегда найдёт множество оправданий и объяснений, которые избавят его от различных обязательств (Daat Chochmah Umussar, vol.1, p.353)
Л) Будьте осторожны, чтобы не перепутать грех лености с достоинством битaхона (упования на Вс-вышнего). Есть люди, отказывающиеся зарабатывать на жизнь из-за лени, но они объясняют это своим упованием на Вс-вышнего (Michtav Mi Eliyahu, vol.1, p.194).
М) Если вы хотите сделать что-то в духовном плане — до какой степени имеет для вас значение: вы лично исполните это, или же кто-то другой совершит данное дело? Если вы действуете во Имя Небес, вас не должно беспокоить то, что кто-то другой выполнил дело — главное здесь, что в духовном плане был достигнут результат (Rabbi Yosef Leib Bloch; Shiurai Daat, vol.2, p.172).
Н) Когда вы твёрдо стоите на определённой позиции, постарайтесь уяснить для себя: что движет вами больше — упрямство или же поиски истины? (Shiurai Daat, vol.3, p.143).
О) Как сильно вам хотелось бы, чтобы люди заметили вас и одобрили ваши действия, когда вы совершаете доброе дело? (Torat Avraham, p.395).
П) Есть люди, которые с огромным энтузиазмом берутся за что-то, что не является делом большой важности. Они даже готовы многим пожертвовать ради своих идеалов. Но во многих случаях такой энтузиазм вызван значительной долей себялюбия. Эти люди стремятся к тому, чтобы найти способ обрести известность или делают это, чтобы продемонстрировать личные достоинства. Они хотят стать значительными и в глубине души лелеют мечту, что станут героями, которые всех спасут. В таких мечтах есть положительный аспект, но источником здесь является не любовь к людям, а любовь к самим себе (Alai Shur, p.272).
Р) Если вы страстно желаете оказать в духовном плане влияние на окружающих, — каковы ваши главные мотивы? Вы хотите сделать это потому, что действительно желаете помочь людям, или же вами движет стремление к личной власти? Самонадеянный человек, как правило, руководствуется стремлением к власти, нежели делает что-либо из альтруистических побуждений (Michtav Mi Eliyahu, vol.1, p.124).
С) Если вы совершаете добрые дела, можете проверить себя сами — действительно ли вы делаете это потому, что искренне хотите помогать людям, или же вы, скорее, побуждаемы другими людьми поступать так, кáк поступаете? Ответ заключается в самопроверке, чтобы увидеть — как вы реагируете в ситуации, когда не можете совершить доброе дело. Чувствуете ли вы облегчение, если свободны от обязанности благодеяния или же испытываете сожаление из-за того, что не можете сделать добро? (Michtav Mi Eliyahu, vol.3, p.17).
T) Когда вы хотите научить чему-то других людей — в чём ваши главные побудительные мотивы: помочь кому-то или же заслужить почести? Критерием для правильной оценки своих побуждений является концентрация на следующем: — кого вы хотите учить — тех, кто более всего нуждается в вашей помощи или же тех, у кого вы снискаете больше почёта? (Michtav Mi Eliyahu, vol.1, Intro., p.18).
У) Если вы совершаете даже незначительное дело, проясните для себя — почему вы его делаете. Например, приветствуя кого-то — улыбаетесь ли вы человеку потому что это ему приятно, или же вами движет лесть? (Alai Shur, p.158).
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.